«Жены и дети наши станут добычей» (14:3). Один мудрый еврей рассказывал о том, что видел своими глазами в Аушвице (Освенциме). Эта история показывает душевную силу тех евреев, что страдали в концлагерях.
Однажды вечером — это было в шаббат — проклятые немцы наложили коллективное наказание на всех женщин, живших в одном из зданий. Им было приказано стоять на ногах всю ночь снаружи помещения.
Царил мороз, и земля была покрыта толстым слоем снега. Женщины не знали, как они смогут продержаться в таком состоянии. Некоторые из них решили читать исповедь, будучи уверены, что это последняя ночь в их жизни.
Среди этих женщин была девушка шестнадцати лет. Видя тяжелое состояние тех, кто старше нее, она решила взять инициативу в свои руки и попробовать помочь им продержаться, несмотря на холод и снег.
Девушка попросила внимания, и стала описывать перед еврейскими пленницами, как выяглядел бы этот вечер шаббата, если бы все они сидели в покое у себя дома. «В этот момент, — сказала она, — наши матери зажигали бы свечи со слезами на глазах, а столы были бы накрыты белыми скатертями».
Девушка продолжала свою речь: отец с радостью возвращается домой с сыновьями из синагоги, и все вместе с усладой поют «Шалом Алейхем». За столом усаживаются все члены семьи, и хозяйка приносит самые вкусные угощения.
Девушка продолжила описывать, как в еврейских домах в шаббат за столом говорят о новых открытиях в Торе, и как между одним и другим блюдом члены семьи переходят к песням.
Ее речи были столь правдоподобны, что ей удалось перенести своих слушательниц из темного мира и «долины тени смертной», в которой они находились, в добрый и красивый мир своих домов.
Теперь они чувствовали себя достаточно укрепленными, чтобы выстоять всю ночь на заледеневшем снегу. Женщины даже сами начали вместе петь песни шаббата, и так вся ночь прошла мимо них с радостью, пока их не вернули по камерам.
Девушка, спасшая таким образом других женщин, впоследствии удостоилась удивительных вещей. Она приехала в страну Израиля, создала здесь большую семью, и все ее потомки принесли ей много удовольствия.
Приведем еще одну историю о спасении, случившуюся во время катастрофы с раби Йеудой Леви — одним из выдающихся жителей Бней Брака.
Одним из безумств, характерных для нашего врага-нациста Гитлера (да сотрется его имя), было требование, чтобы когда он проходил по улицам Берлина, все дети стояли молча в его честь.
Однажды он проезжал по улице, и все дети умолкли. Среди них был и еврейский ребенок Йеуда Леви. Его вид привлек внимание врага, и тот вышел из своей машины, пожал ему руку и сказал: «Ты будешь моим хорошим солдатом!»
На следующий день газеты Германии опубликовали фотографию Гитлера вместе с ребенком. «Вырезка из этой газеты, — свидетельствовали потомки, — хранилась у нас дома».
Когда ребенок вернулся домой и рассказал об этой истории, сердце его отца содрогнулось. «Твое место не здесь», — сказал он и решил вывезти его из Германии и перевезти в Швецию. Так его жизнь была спасена.
Через короткое время произошло еще одно чудо. Отец, бывший по профессии врачом, получил информацию от друга, работавшего в нацистской армии, что враг хочет запретить еврейским врачам покидать страну. Это было еще до общего запрета, который позже был наложен на всех евреев.
Услышав такое, отец продал все имущество и вместе со всей семьей сел на корабль, отплывавший в Швецию. Но и после того, как все поднялись на корабль, испытания не закончились. Немецкие солдаты стояли рядом с кораблем и предлагали детям сладости, чтобы убедить их вернуться в Германию. Впрочем, капитан корабля возразил им, что его корабль — это территория Швеции, и они не вправе ничего делать на нем без его разрешения. А после отплытия пришлось еще заплатить большую взятку, чтобы капитан согласился не бросать якорь в немецком порту и обойти его стороной.
После их прибытия в Швецию выяснилось, что местные власти не готовы принимать беженцев. Пришлось давать залог, гарантирующий, что семья не останется в стране. Один из их друзей в еврейской общине пошел к границе и заплатил 5000 лир стерлингов — огромные деньги по тем временам — в качестве залога. Спустя много лет, этот еврей породнился с этой семьей, отдав замуж свою дочь.
Вследствие всех этих чудес спасения рав Йеуда Леви добрался до страны Израиля и здесь создал свою прекрасную семью (Бархи Нафши).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.