Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Праведный Йосеф истолковал сон фараона, в котором был намек на семь лет голода, идущих после семи лет сытости

«А теперь пусть выберет фараон мудрого и разумного человека» (41:33). Праведный Йосеф истолковал сон фараона, в котором был намек на семь лет голода, идущих после семи лет сытости. Затем он посоветовал фараону назначить человека, который соберет урожай в годы изобилия, чтобы кормить людей в годы голода. Рамбан удивляется: его ведь просили только истолковать сон — зачем же он делает предложения? «Советником ли для царя поставили его?»

В книге «Баалей Брит Аврам» дается ответ от имени святого Ари согласно словам Гмары (Брахот 55 а): «Сказал раби Йоханан: о трех вещах Святой, благословен Он, провозглашает Сам — о голоде, об изобилии и о хорошем руководителе. О голоде — как написано (Млахим 2, 8:1): “Ибо призвал Б-г голод”. Об изобилии — как написано (Ихезкель 36:29): “И призвал Я урожай и умножил его”. О хорошем руководителе — как написано (Шмот 31:2): “Смотри, призвал Я по имени Бецалэля”». Об этом и сказал Йосеф: «То, что Всесильный делает, сообщил фараону». Он возвестил о голоде и сытости — значит, следовало добавить и третью часть и назначить хорошего руководителя.

Расскажем известную историю, но главное — не сама история, а урок, который каждый должен из нее выучить. Я слышал ее от одного из ее героев — раби Илеля Ротштейна из Беэр Шевы. Его мать была одной из поварих в доме «столпа милосердия» раби Ишайи Крастирера, благословенна его память.

Как известно, раби Ишайя был одним из самых гостеприимных людей, и его стол всегда был накрыт для каждого. Когда человек сам выполняет заповедь, это приносит ему больше заслуг, чем если он доверит ее другому, и потому раби Ишайя сам хлопотал, чтобы угодить посетителям. Рассказывают («Мей Беэр Ишайя» 120), что перед трублением в шофар, когда главы еврейского народа закрываются у себя в комнатах, чтобы подготовиться и прочесть отрывки из Зоара, он готовил длинные столы для толпы гостей к трапезе после молитвы. При этом он говорил с юмором: «Все руководители общины заняты “тайной тайн”, а я занимаюсь словами “к сытости, а не к голоду” (из молитвы Рош а-Шана)».

В один из годов был острый дефицит картофеля, который, как известно, является главной пищей в Песах. Картошка не просто была дорогой — ее вообще не было. Но как можно было провести Песах без картофеля? Раби Ишайя отправил посланников на север и на юг, на восток и на запад разыскать, где можно достать картофель. Все вернулись с пустыми руками, и лишь один рассказал, что в таком-то городе есть торговец (нееврей), у которого полные склады картошки, но он не хочет продавать ее. Видимо, ждет, пока цена на нее еще больше вырастет.

Раби Ишайя приказал собрать телегу и положить на нее мешки с монетами и денежными купюрами. Откуда у него были деньги? Ведь он все отдавал на благотворительность. Автор «Диврей Хаим» свидетельствовал, что раби Ишайя, едва получив от кого-то монету, сразу отдавал ее нищим без всяких колебаний, словно она ему не принадлежала. Он был всего лишь каналом, проводящим деньги к их получателям. Но в этот раз он, видимо, взял в долг большую сумму. Вместе с ним поехали еще двое помощников.

И вот, приехали в нужный город и добрались до пожилого торговца. Раби спросил, за сколько тот согласится продать картофель.

Старик пососал свою трубку и выпустил облако дыма. «Это не на продажу», — ответил он равнодушно.

«Ты ждешь, пока цена вырастет, — предположил раби, — давай я удвою ее прямо сейчас».

И снова взлетело облако дыма: «Я же сказал: не для продажи».

«Но ведь картошка сгниет на складе. А у тебя потом будет еще новый свежий урожай. Давай, назови цену и получишь деньги».

«Мне не нужны деньги, — неожиданно сказал торговец, — ты видишь, я уже стар. Что мне делать с твоими деньгами?»

Было непонятно. «Если тебе не нужны деньги, так отдай бесплатно. Евреям нужна картошка на Песах, иначе они будут голодать. Старые и молодые, мужчины и женщины…»

«Не для продажи», — резко оборвал его старик.

«Чего же ты хочешь взамен? Есть у тебя какие-то пожелания?»

Торговец достал свою трубку изо рта и, наконец, начал говорить: «Я хочу получить твою долю в будущем мире!»

Слышавшие это были в шоке. Какие пожелания! Но еще больше поразил их ответ раби Ишайи: «Нет проблем!»

«Я торговец. Пусть напишут договор о продаже по всем правилам», — настаивал старик.

Тотчас был составлен договор: торговец передает склады с картофелем раби Ишайе, а взамен получает его долю в будущем мире. Четверо человек, кроме заключивших договор, поставили подписи как свидетели. Раби запретил рассказывать об этом кому-либо в Крастире.

Караван телег приехал в город нагруженный мешками с картофелем, и жители, наконец, смогли возрадоваться. Десятки человек ели за столом у раби Ишайи, а остальные получили картошку бесплатно и весело провели праздник. После Песаха один из помощников уже не мог сдерживаться и открыл — естественно, по секрету — всю историю своему знакомому. Затем ее также по секрету стали пересказывать дальше, и скоро весь Крастир стал как бурлящий котел из-за разговоров. Люди собрались и, охваченные эмоциями, стали спрашивать: «Как можно?! Отдать весь будущий мир за… мешки с картошкой?»

На это раби воскликнул взволнованно: «Весь будущий мир Ишайи ничего не стоит, если во всем городе найдется хотя бы один еврей, у которого не будет картошки в Песах!»

Раби Ишайя был готов отказаться от обоих миров — и от этого, и от будущего — ради евреев. А на что готовы мы? (Мекарван ле-Тора)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.