«Иди со своей земли» (12:1). В начале Второй мировой войны рав из Бриска, раби Ицхак Зеев Соловейчик, находится в обстреливаемой Варшаве. Город оккупирован немцами, начавшими преследования евреев. Чудом раби удается спастись и добраться до Вильнюса, столицы Литвы, которую в это время захватывает советская армия. Рав из Бриска пытается получить разрешение на выезд в страну Израиля, что ему с большими усилиями удается сделать. Будущее предстает в розовых красках.
Это была неделя главы Лех-Леха. Один из учеников раби Ицхака Зеева пришел к нему в дом и увидел его сидящим, подперев голову, и разговаривающим с самим собой: «В комментарии к Мишне, в главе 5 трактата Авот, Рамбам объясняет изгнание Авраама как первое из испытаний.
“Иди со своей земли, из дома отца твоего в землю, которую Я тебе укажу”. Непонятно, ведь были даны завышенные обещания: “И сделаю Я тебя народом великим, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословлением, и благословлю благословляющих тебя, и прокляну хулящих тебя, и будут тобой благословлены все племена земли”. Кто дал все эти обещания? Пророк? Ангел? Ведь это сделал Сам Творец! Что же тогда трудного в том, чтобы идти навстречу всем этим благословениям?»
И ученик услышал, как рав сам себе ответил: «Это доказывает, что изгнание остаетстя изгнанием, даже если при этом мы идем к светлому и безмятежному будущему».
Ученик решил высказать и своем мнение: «В каком это случае? Когда оставляют дом в час мира и покоя. Когда же дом пылает — немцы оккупировали Бриск, в самой Литве никто не знает, что его ждет, коммунисты управляют страной, и в любую минуту могут нагрянуть враги — в таком случае бежать в другую страну это уже не испытание».
Рав ответил: «Ошибаешься! Мы находим у пророка Ирмии, что он восхваляет еврейский народ от имени Б-га: “Так сказал Всесильный: помню я о твоей благосклонности ко Мне в юности, о твоей всеобъемлющей любви, о странствии твоем по пустыне, по земле невозделанной” (Ирмия 2:2). Что здесь похвального? Ведь они были в Египте, в доме рабства. Изнуряли их тяжелой работой с глиной и кирпичом, бросали младенцев в реку, убивали их. И согласились они бежать в пустыню».
И подытожил: «Нет ничего тяжелее, чем расстаться с домом, даже если там трудно и невыносимо. И тяжело донельзя перебраться в другое место, даже если тебя там ждет большая удача…»
Недаром, как отмечает Мидраш (Танхума, Лех-Леха), это испытание подобно испытанию приношения в жертву Ицхака: здесь сказано «Иди со своей земли», а там — «Иди в землю Мориа и принеси его там в жертву всесожжения…»
Недаром говорит Талмуд (Санедрин 37), что изгнание искупает грех, и в Сефер а-Хинух написано, что «страдание от изгнания почти равносильно страданию от смерти», поэтому такое наказание назначено тому, кто убил по ошибке.
Тора вечна, и уроки ее вечны. Есть изгнание из страны в страну, из города в город. Один из жителей городов-убежищ, который убил по ошибке, переходит из квартала в квартал (Макот 12). Это тоже считается изгнанием. В Мидраше (Ялкут Шимони, Ваикра 23) говорится, что осужденый на изгнание исполняет свою обязанность через изгнание в сукку, временное жилище. И это тоже считается изгнанием.
О чем идет речь? Две недели назад начали ученики ешивы зимнее полугодие, покинули свои дома, все удовольствия и пошли в место изучения Торы. Они возвышаются и очищаются Торой и трепетом, и вместе с этим такая учеба дает им те же заслуги, что и изгнание. Она смывает всякое пятно и пыль греха. Счастливы они, как прекрасен удел их!
Более того: вернулся домой еврей после рабочего дня. Вернулся домой, в лоно семьи, это время покоя и удовлетворения, но он покидает дом ради изучения Торы. Кроме огромной награды за изучение Торы, кроме знания, мудрости и святости, Свыше засчитывают также и уход из теплого гнезда, даже если это лишь на короткое время. Изгнание искупает все (Санедрин 37 б), стирает любое пятно. Бывает ли более ценное приобретение? Так поспешим же на уроки Торы! (Майян а-Шавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.