Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Пока мы продолжаем путь восхождения, мы удостаиваемся всех благ

«С Всесильным ходил Ноах» (6:9). Птица способна взлетать все выше и выше, но при условии что будет непрерывно махать крыльями. Если же она на мгновение перестанет, то сразу полетит вниз. Так и с человеком, — говорит гаон раби Исраэль из Саланта, — пока он безостановочно работает для продвижения в служении Б-гу, он может взлетать и подниматься к высоким духовным ступеням. Но если остановится в этом движении — рискует скатиться в самый низ.

В книге «Од Йосеф Хай» (глава Лех Леха) наш учитель рав Йосеф Хаим объясняет, что ангелы называются «стоящими» (Зехария 3:7): «И сделал Я тебя идущим среди стоящих этих», потому что они всегда стоят на своем месте — не восходят к праведности и не опускаются в грех. Ведь для них не остается выбора, совершать ли добро или зло. Праведники же, в отличие от них, все время идут от ступени к ступени, преодолевают злое начало в себе и возвышаются к новым вершинам.

Так объясняют похвалу, высказанную в Писании Ноаху: «С Всесильным ходил Ноах». Его величие и благоволение в глазах Б-га были связаны с тем, что он всегда ходил. Он никогда на стоял просто так, никогда не чувствовал, будто уже достиг конца пути. Он все время жил с ощущением того, что впереди еще длинная дорога к совершенству в служении Творцу.

После выхода из ковчега Ноах посадил виноградник, выпил вина, опьянел и заснул. Он подумал, что после всего, что с ним случилось, он вправе остановиться в продвижении. Последствия же этого, как мы знаем, были тяжкими и горькими.

Человек обязан всю свою жизнь вести непрерывный процесс подъема и восхождения, не останавливаясь посередине. За одно мгновение остановки он рискует потерять все, чего достиг. Что происходит, если вода реки перестает течь и собирается в одно место? К ней примешивается тина и ил, и она становится мутной. Пока же вода течет, никакая грязь не скапливается в ней. И пока мы продолжаем путь восхождения, мы удостаиваемся всех благ.

Прекрасную притчу по этому поводу мы находим у рава Йосефа Хаима.

Один крестьянин из деревни видел интересный сон. Там была лестница, стоящая на земле, высотой в сто ступенек. Царь взбирался по ней примерно на уровне пятидесятой ступеньки. Крестьянин пересказал этот сон жене, а та простодушно заявила: «Пойди да и расскажи про этот сон царю — может, ему понравится, и он подарит тебе что-нибудь».

На следующее утро крестьянин отправился во дворец царя, постучал в двери и сообщил стражам, что у него есть для царя секрет. Получив разрешение, он вошел в чертог и рассказал царю то, что видел ночью в постели. Такой сон царю понравился — он увидел в этом знак процветания государства. В качестве признательности он приказал казначею передать крестьянину 50 золотых монет по числу ступенек в сновидении.

Как бывает у болтливых женщин, этот рассказ переходил из уст в уста, пока не дошел до любопытной соседки нашего крестьянина. И вот она подумала: «Почему бы и нам не получить такой подарок? Поговорю с мужем и предложу ему пойти к царю и рассказать о похожем сне. Но чем довольствоваться малым, лучше расскажем ему, что в этот раз царь добрался до вершины и встал на сотую ступень». Она поспешила передать этот замысел мужу: «Царь непременно даст тебе вдвое больше, чем нашему соседу. Ведь лестница состоит из ста ступеней».

Поначалу ее муж отказался нести эту ложь, чистосердечно ответив супруге: «Что поделать, но никакого сна не было. Да и вообще я редко вижу сны». Но она продолжала убеждать его изо дня в день: «Сколько еще ты будешь ждать? У нас есть редкая возможность раз и навсегда избавиться от нищеты. Тебе нечего опасаться! Откуда царю знать, действительно ли ты видел сон или нет?»

Крестьянин хотел избавиться наконец от этих непрестанных разговоров и пошел по совету жены к царскому дворцу. И вот этот «сновидец» предстает перед царем и с искусственным воодушевлением произносит: «Видел я в сновидении Ваше величество, как Вы взбирались по лестнице высотой в сто ступенек, пока не достигли ее вершины». Завершив свою речь, он стоял в ожидании награды.

Но как велико было разочарование, когда царь сделал скептическое выражение лица, приказав тотчас выкинуть его из дворца. Когда крестьянина уже уводили с позором, он напоследок попросил дать ему сказать еще несколько слов: «Некоторое время назад, — начал он, — здесь был мой сосед, рассказывающий о сновидении, очень похожем на мое. Причем там Ваше величество поднялись лишь до пятидесятой ступени. И тем не менее Вы подарили моему соседу 50 золотых. За мой же сон, где Вы оказались на вершине, Вы прогоняете меня из дворца?»

«Во сне твоего соседа, — ответил царь, — я был посередине лестницы, в процессе восхождения, и мне было, к чему стремиться. Подъем означает благословение, а за это нежалко и награду дать. Ты же поставил меня на вершину лестницы, и теперь мне уже некуда двигаться, кроме как вниз. Это дурной знак, и потому ты уходишь с пустыми руками».

Вывод из этой притчи очевиден. Если мы постоянно будем чувствовать, что находимся в середине пути духовного восхождения, и нам еще многое предстоит изучить и сделать, то будем всегда в состоянии подъема. Если же решим, что уже достигли совершенства и находимся на вершине лестницы, далее последует спуск. Давайте все время двигаться вперед и не останавливаться! (Оцротейну)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

31 мая, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.