Гаон раби Бенцион Коэн был судьей в городе Лув. Перед Йом Кипуром один из членов его общины задал вопрос: «Почему Тора заповедала нам есть и пить накануне Йом Кипура? Разве без такого повеления мы не стали бы кушать как следует, чтобы подготовиться к посту? Более того, почему эта еда настолько важна, что награда за нее — как за два дня поста?» (Йома 81 б)
Мудрец ответил: «Приведу тебе пример. Жила-была женщина, у которой был единственный сын. В большой заботе о нем она наняла для него воспитательницу. Однажды, в разгар зимы, ребенок вернулся домой грязным и промокшим. Воспитательница взяла его за руку и отвела в ванную. Она открыла кран с холодной водой и потребовала, чтобы он отмыл все тело грубой, колючей мочалкой.
“Что же ты делаешь?! — воскликнула мать, — он ведь и так дрожит от холода!”
“Но ведь он такой грязный”, — ответила воспитательница.
“И что с того?”, — возражала мать. Она поспешила растопить печь, принесла горячей воды и стала нежно мыть своего сына мягкой губкой…»
Смысл этой притчи таков. Мы проанализировали свои поступки и знаем, что испачканы грехами. Желаем друг другу сладкого и счастливого года, но знаем, что прежде нужно отмыться от грехов в пост Йом Кипура.
Однако Творец приказал есть и пить накануне этого святого дня. Указав на большую награду за это, Он дает нам знак, что отмывать нас Он будет с любовью и нежностью, как милосердная мать со своим ребенком. Уже одного этого повеления, выражающего любовь и заботу о нашем состоянии, несмотря ни на какие грехи, достаточно для того, чтобы побудить нас к глубокому сожалению о грехах, совершенных против нашего Небесного Отца, всегда делавшего нам добро. Это чувство любви приблизит нас к нашему Отцу и Пастырю, и Он поставит печать на решение о даровании нам хорошей жизни и о скором избавлении (Майян а-Моэд).
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?