«И радуйся всему добру, которое дал Б-г Всесильный твой тебе и дому твоему» (26:11). Наш учитель «Ор а-Хаим» объяснил это так: «Добро — это ни что иное как Тора», как сказано у мудрецов (Авот 6:3). И в связи с этим он написал: «Если бы люди чувствовали сладость и прелесть Торы, они бы сходили с ума и бежали за ней, и все серебро и золото мира ничего не значило бы для них. Ведь Тора уже включает все добро, какое есть в мире».
У гаона раби Йеуды Цадки, главы ешивы «Порат Йосеф», была особенная любовь к Торе. Он любил рассказывать историю, произошедшую между ним и святым Адмором из Гура, автором «Имрей Эмет».
Когда Адмор в 1920 году приехал в Иерусалим, народ вышел встречать его. Я тогда был девятилетним ребенком и тоже вышел вместе со всеми. Внезапно Адмор обратился именно ко мне и спросил, что я изучаю. «В хедере мы учим Мишну, трактат Шаббат», — ответил я.
«А почему в этом трактате 24 главы?» — спросил Адмор.
В те дни я еще не знал ответа и сказал Адмору, что побегу спросить мудрецов Иерусалима. Я прибежал в бейт-мидраш «Шошаним ле-Давид», где находился автор книги «Каф а-Хаим». Этот мудрый гаон тотчас показал мне комментарий к Мишне, где содержалось два ответа.
Во-первых, шаббат назван «невестой», а у пророка Ишайи сказано, что у невесты есть 24 одежды. Во-вторых, соблюдающий шаббат словно исполняет всю Тору, а в Танахе есть 24 книги. Вот почему и в трактате Шаббат содержится 24 главы.
И вот девятилетний ребенок, который в будущем встанет во главе одной из известнейших ешив еврейского мира, прибежал обратно к Адмору из Гура. Тот улыбнулся, услышав ответы, и подарил ребенку монетку в пять грошей.
Мать продела нитку в отверстие в монете и сказала носить ее на шее, чтобы благословение праведника осуществилось в полной мере.
Рав Цадка рассказывал, что за все время, пока этот «талисман» висел у него на шее, ему удавалось давать учителю самые точные и остроумные ответы из всех детей в классе. А когда он потерял эту монету, то сильно сожалел об этом (Леханех бе-Симха).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.