Что такое «это», о котором здесь написано? Праведный гаон рав Моше Рубенштейн, машгиах из ешивы Ломжа, написал в книге «Аават Мейшарим» от имени Сабы из Кельма, что речь идет об исходе из Египта. Уроки и наставления исхода освещают наши глаза и направляют стопы. В любой ситуации и на любой развилке дорог мы можем поразмышлять о нем и почерпнуть из этого бодрость и надежду, веру и упование. Исход из Египта – это компас для всех событий в жизни как индивидуума, так и целого общества во всех поколениях.
Божественный каббалист рав Авраам Хаим Адес был одним из величайших мудрецов Арам-Цовы. Однажды ему нужно было поехать в соседний город. Для этого он должен был взять напрокат осла и присоединиться к каравану, чтобы не подвергать себя лишней опасности, путешествуя в одиночку. Один араб сдавал напрокат ослов и организовывал караваны, но рав Авраам решил взять осла у еврея, как того требует Писание: «Чтобы жил брат твой с тобой».
Он сообщил арабу, что уже нашел осла, а теперь хочет лишь заплатить деньги за присоединение к каравану. Когда они выехали из города, араб, возглавлявший караван, сказал ему в гневе: «Ты не стал брать осла у меня, а взял его у еврея – еще немного, и ты увидишь нашу силу и пожалеешь о своем решении!»
Но раби Авраам посмотрел на него спокойным взглядом и ответил: «Ты же знаешь, что у нас есть Всемогущий Б-г. И уж конечно, ты слышал о том, что сделал Он с фараоном и со всем Египтом! Я тебя не боюсь – я уверен, что Он спасет меня, а тебя поразит, как фараона со всем его войском».
Араб посмеялся над этими словами и добавил: «Еще чуть-чуть, и мы окажемся в середине пустыни. Тогда и посмотрим, кто тебя спасет!»
Караван добрался до центра пустыни, и внезапно раздался сдавленный крик. Вол, на котором ехал араб, взбесился и сбросил своего всадника, а тот упал на острый камень и повредил себе позвоночник. Вся нижняя часть его тела оказалась парализована. Его положили в мешок и привязали к повозке. И так караван продолжил свой путь, а все остальные, кто путешествовал в его составе, стали выказывать особое уважение еврейскому мудрецу, которого защищал Сам Всевышний. Благословен освящающий имя Его на глазах у многих!
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?