«А ты посмотри во всем народе» (18:21). Автор комментария «Ор а-Хаим» удивляется: чем Итро заслужил, что благодаря ему была написана целая глава в Торе? Он отвечает, что этим Б-г хотел показать, что и среди других народов есть умные и мудрые люди. Но отсюда мы можем выучить, что миссия народа Израиля происходит не от его мудрости и ума, а от «милости свыше и любви к праотцам».
Из следующего рассказа можно выучить, насколько Тора доступна для каждого, и как она может помочь тому, кто принимает ее всем сердцем.
Речь идет об одном уважаемом учащемся ешивы. Не каждый, кто видит его сегодня, знает, что в его теле до сих пор остается более 80 гвоздей после страшного теракта, произошедшего в Иерусалиме. Когда его доставили в больницу, его состояние было определено как «очень тяжелое». Врачи решили, что невозможно вытащить все гвозди, которые вонзились в его тело от взрыва, поскольку такая операция была бы связана с опасностью повредить внутренние органы и сосуды. Было решено, что гвозди выйдут постепенно.
Один из гвоздей, который причинял пострадавшему огромную боль, находился у него в черепе. Лишь чудом он не задел мозг. Врачи утверждали, что если только прикоснуться к этому гвоздю, есть серьезный шанс повредить мозг. Они также настаивали на том, чтобы регулярно проверять, не вызовут ли остальные гвозди загрязнение и заражение крови.
Находясь в больнице и видя, как до этого момента Всевышний спасал его, наш пострадавший решил вернуться к религии. Он обратился к одному раввину с просьбой дать совет, как уберечься от дальнейших осложнений.
Рав благословил его и сказал, что если тот примет решение соблюдать шаббат, Всевышний в заслугу этого продолжит его защищать. И этот человек стал соблюдать шаббат, а его состояние поправлялось. Ни один гвоздь не вызвал заражения, что было довольно редким явлением с учетом их количества.
Соблюдение шаббата давалось ему нелегко. Он сталкивался с тяжелыми испытаниями, и его бывшие друзья посмеивались над ним. Но ничто не могло воспрепятствовать ему. Врачи каждый раз выражали свое удивление, что ни один из гвоздей не вызвал никаких осложнений. Но лишь их пациент знал причину. Он продолжал всеми силами соблюдать шаббат.
Его следующей задачей было изучение Торы. Он знал, что лишь от нее зависит истинная жизнь. И он решает совершить судьбоносный шаг — полностью вернуться к Творцу. Он приходит в ешиву для баалей-тшува и продвигается в учебе, пока не развивает все навыки изучения Гмары с комментаторами.
Напомним, что гвоздь в его черепе все еще остается на том же месте и время от времени вызывает страшную боль. Но прошлого не вернуть, и врачи не решаются вытаскивать этот гвоздь.
Однажды, спустя несколько месяцев, этот новый ученик сидел на уроке у главы ешивы, который объяснял Гмару с комментарием Рашба (рав Шломо бен Адерет). Объяснения были непонятны, но он не отчаивался и продолжал размышлять. Он решил задержаться в соседней комнате и углубиться в написанное у Рашба. От умственного напряжения он почувствовал, как влага выступает на голове, но не стал обращать на это внимания. Он лишь взял салфетку и вытирал воду, струящуюся по коже, продолжая работать над текстом.
В этот момент что-то сдвинулось с места. В разгар напряженного размышления его внезапно одолела резкая боль, и гвоздь наполовину вышел из черепа. Затем уже с помощью легкой операции достали и вторую половину гвоздя, и так длинный период страданий подошел к концу (Бархи Нафши).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.