«С юношами и старцами пойдем» (10:9). Каждый раз у нас возникает один и тот же вопрос. Когда отцы едут молиться к своему учителю или в ешиву, где учились в молодости, стоит ли брать им с собой детей или лучше оставить их дома?
С одной стороны, если дети поедут с отцом, они впитают высокую духовную атмосферу, царящую в ешиве или в доме у рава. С другой – детям нужно внимание, и иногда у отца не получается сосредоточиться в молитве, поскольку они мешают. Не лучше ли тогда оставлять их дома?
Две эти точки зрения нашли выражение в споре между Моше Рабейну и фараоном.
Когда Моше попросил у фараона позволить им покинуть Египет, чтобы служить Б-гу, тот спросил: «Кто же пойдет?» Моше ответил: «С юношами и старцами пойдем, с сыновьями и дочерьми...»
В ответ на это фараон возразил: «Б-г с вами, если пошлю вас с детьми вашими, смотрите – зло у вас на лице. Нет уж, пусть идут мужчины служить Б-гу...»
Комментарий «Заит Раанан» спрашивает: что значит «зло у вас на лице»? Ведь фараон сам согласился отправить их служить Творцу. Автор объясняет, что спор Моше с фараоном сводился к тому, брать ли детей на служение Б-гу или лучше оставить их в Египте?
«Одним из принципов служения Б-гу, – пишет он, – является душевный покой». Если человек хочет приблизиться к Творцу и совершить тшуву, ему нужно спокойствие, особенно, чтобы маленькие дети не тревожили его. Поэтому, – утверждал фараон, – если вы возьмете их с собою в пустыню, служить Творцу вы уже не сможете.
И если вы с этим не согласны, значит, вы не служить собираетесь, а просто хотите сбежать от меня. Ведь если б вы шли служить Б-гу, то отправились бы сами, а детей оставили бы в Египте с их матерями.
Но Моше Рабейну сказал: «С юношами и старцами пойдем, с сыновьями и дочерьми» – мы хотим приобщить их к служению Б-гу, показать им личный пример, чтобы и они усвоили весь дух этого служения. Поэтому не думай, что это доказывает наше желание сбежать.
Моше хотел взять детей с собой, и так должен делать всякий отец, отправляющийся на молитву в святые места. Однако, в каждом случае нужно считаться с конкретными обстоятельствами... (Бархи Нафши)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.