«И спас я» (6:6). Перед днями трепета рав Зильберштейн рассказал о событии, произошедшем в Рош а-Шана во времена холокоста. Из этого рассказа можно выучить известный принцип: даже если острый меч приложен к твоей шее, нельзя отчаиваться в милосердии.
В середине 5767 года в Иерусалиме умер один знаток Торы, а в дни скорби по нему его потомки рассказали следующую историю. Этот еврей женился, еще будучи в Польше, а после свадьбы весь день сидел и учился в бейт-мидраше. Во время второй мировой войны нацисты захватили город, где он жил, и произошло это в дни Рош а-Шана.
Наш герой, который еще не знал о захвате, вернулся после молитвы Мусаф к себе домой, одетый в белую одежду с махзором в руках. Когда он находился у входа в здание, рядом проходит немецкий офицер с пистолетом. Едва увидев еврея в праздничных одеждах, он сразу загорелся желанием убийства.
Нацист уже достал пистолет, чтобы выстрелить в еврея, но внезапно послышался крик со второго этажа здания. Офицер поднял взгляд и увидел человека, который проводил рукой у горла, словно показывая, что оно будет перерезано. Это был поляк, сосед нашего еврея, который испытывал к нему ненависть и даже в обычные дни старался как-нибудь досадить ему. А еврей обращался к нему приветливо, не реагируя на его оскорбления и освящая тем самым имя Творца.
И если уж так себя вел этот сосед в обычное время, то с началом войны он тем более старался всеми способами обвинить еврея и сдать его нацистам. Теперь же у него появилась прекрасная возможность — немецкий офицер стоит внизу, а еврей в праздничной одежде только что вернулся с молитвы.
Подавая знак, сосед хотел призвать офицера убить еврея. Он даже выкрикнул сверху несколько слов на польском языке, что-то вроде «зарежь наконец-то этого жида!»
Но всего час или два назад наш еврей стоял на молитве и произносил: «В этот день решается… кто умрет, а кто будет жить». И Всевышний тут же доказал ему, что жизнь и смерть действительно в Его руках. И если кому-то постановлено жить, он не умрет!
Офицер знал только немецкий язык, а на польском не понимал ни слова. И поэтому, когда сосед сверху кричал по-польски, офицер спросил еврея: «Что там говорит твой сосед?»
И тот, внезапно озаренный неожиданной мыслью, ответил: «Он подает мне знак, чтобы я зарезал тебя».
Нацист, услышав такое, испытал приступ гнева и направил пистолет (уже готовый стрелять в еврея) на соседа наверху. Он убил его одним выстрелом, а наш знаток Торы тем временем успел сбежать (Бархи Нафши).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.