Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Дочь одного состоятельного деревенского купца достигла возраста, когда ее пора было выдавать замуж. Ей в женихи он хотел найти молодого человека, ученого в Торе.

В книге «Накормлю хлебом» приводится история, события которой имели место в действительности.

Дочь одного состоятельного деревенского купца достигла возраста, когда ее пора было выдавать замуж. Ей в женихи он хотел найти молодого человека, ученого в Торе. Однако, он желал этого вовсе не потому, что признавал ценность Торы, не потому что уважал ее и посвящал свое время ее изучению.

Просто его сосед, который был таким же состоятельным и таким же невежественным, выдал свою дочь за изучающего Тору. А наш купец сумел оценить разницу между женихом-простолюдином и женихом-ученым.

Он видел его учтивое поведение, видел счастье и благополучие, поселившееся в доме молодоженов. Он видел своими глазами, как воплощается принцип: «Когда муж и жена удостаиваются, Шхина пребывает между ними».

И тогда он решил и своей дочери подарить такое же счастье, отыскав ей в женихи знатока Торы.

Поехал он в большой город, зашел домой к главе ешивы и попросил жениха из числа его учеников — такого же, как у его соседа. Он выразил готовность содержать молодоженов за свой счет и предоставить юноше все условия, чтобы тот мог сидеть за учебой, пока не получит место раввина в общине.

Разумеется, прибытие жениха изменило весь дом. В шаббат за столом звучали песни и слова Торы, которые слаще меда из сот. К кашруту стали относиться с большей строгостью, а все поведение в доме стало гораздо учтивее и деликатнее. Купец знал, что это была самая ценная его покупка!

Приближался праздник Суккот. Жених спросил своего тестя: «Где мы возьмем четыре растения?»

Тот ответил: «Нам вполне хватает и этрогов, и пальмовых ветвей, да и мирта с ивами предостаточно!»

Но жениха это не удовлетворило: «Я опасаюсь, что этрог может быть с дефектом, и хотел бы иметь наиболее изысканный. Сделай милость, съезди в город, посети главу нашей ешивы и попроси для меня этрог. И, пожалуйста, не скупись — на заповедь, которая приходит раз в году, не жалко никаких денег!»

Когда жена купца услышала, что ее муж едет в город, она дала ему список товаров, которые необходимо было купить к празднику.

Купец взял кошель с деньгами и отправился в путь. Прибыв к раву, он изложил свою просьбу. Он уже примирился с мыслью, что вместо того, чтобы схватить любой этрог, какой попадется, ему предстоит выложить круглую сумму.

Рав выслушал просьбу и спросил: «Какой он хочет этрог?»

Купец припомнил слова своего зятя и произнес: «Самый красивый и изысканный, не важно, сколько он будет стоить».

Рав достал этрог и сказал: «Этот — избранный среди всех. На самом деле он вдвое дороже установленной цены!»

«И какова цена?» — поинтересовался купец.

«Триста золотых», — ответил рав.

У купца аж в глазах потемнело. Такого он не ожидал! Ведь у него в руках было лишь сто пятьдесят золотых на все праздничные покупки. «Вот сто пятьдесят, остальное выплачу после праздника», — пробормотал он.

«Да снизойдут благословения на твою голову, — сказал рав, — и знай, что ты, как никто другой, удостоился украсить заповедь!»

Потрясенный и раздосадованный, купец возвращался в свою деревню. Навстречу ему ехал его знакомый. Они поприветствовали друг друга, и тот рассказал, как бы между прочим, что едет в город, поскольку зять просил заехать к раву и купить самый красивый этрог…

«Зря едешь, — отозвался купец, — этот этрог уже у меня. И знаешь, сколько он стоил?»

«Пять золотых?» — стал гадать его знакомый.

«Триста!» — провозгласил купец.

«Увы! Ведь у меня с собой всего сто пятьдесят».

«У меня тоже было сто пятьдесят, — сообщил купец, — знаешь, мне пришла на ум мысль! Давай поделим этрог, порежем его надвое. Ты возьми половину, а раву заплатишь мой долг».

Сказано — сделано. Приехал знакомый купца и протянул раву деньги, а тот недоумевает. Тогда он показал половину этрога…

Ужаснулся рав и схватил себя за бороду: «Что же вы сделали?! — вскрикнул он, — теперь этот этрог ни на что не годен! Лучше уж простой этрог за пять золотых, чем половина за сто пятьдесят».

Этот рассказ — как притча, и у нее много значений. Одним из примеров, которые она иллюстрирует, может послужить ежедневное изучение листа Талмуда.

Есть такие учащиеся, которые усердно осваивают некоторые избранные трактаты (а до остальных так и не доходят). Им было бы хорошо прибавить к своей учебе и проходить лист Гмары каждый день, даже если приходится делать это поверхностно. Так они приобретут эрудицию и будут знать весь Талмуд. И пусть их знание будет неглубоким, но зато полным, а не половинчатым! (Майян а-Моэд)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.