Выступает рав Галинский.
«И было на третий день утром, и были голоса и молнии, и тяжелое облако над горой, и очень сильный звук шофара, и затрепетал весь народ в стане». Звуки разбудили их, «и вывел Моше народ навстречу Всесильному из стана… и встали у подножия горы» (Шмот 19:17). С того самого дня и до сих пор мы стараемся исправить этот промах и в Шавуот бодрствуем всю ночь. Но вопрос в том, почему спали тогда, почему не встали вовремя?
Сказано, что при даровании Торы «Б-г с Синая пришел и воссиял от Сеира перед ними, явился с горы Паран и пришел от десятков тысяч святых. Из правой руки Его — пламя закона для них» (Дварим 33:2). В Гмаре спрашивают (Авода Зара 2 б), чего Всевышний хотел в Сеире, стране сынов Эдома, и чего искал в Паране, где живут потомки Ишмаэля? Сказал раби Йоханан: «Это учит нас тому, что Святой, благословен Он, приходил с Торой ко всем народам и языкам, но они не приняли ее, пока в итоге Он не пришел к Израилю, который ее принял».
После этого так ли уж удивительно, что евреи спали? Кто мог предположить, что другие народы так быстро откажутся от Торы, и что в один момент Всевышний получит отрицательный ответ от всех семидесяти народов? Мы были уверены, что это займет хотя бы несколько часов…
Вы смеетесь? Хорошо, но знайте, что смеетесь вы не над ними, а над собой!
В Гмаре (Брахот 34 б) говорится, что молящийся должен быть сосредоточен на всех благословениях. Но если он не может сосредоточиться на всех, пусть сделает это хотя бы в первом из них. На мой взгляд, объяснение очевидно: человек — это всего лишь человек, а часто ему даже это не удается. А мысли его — вольные птицы. Они расправляют крылья, а он гонится за ними, чтобы схватить, попутно думая о разных других вещах. Но это еще ничего… ведь он назначил губы быть своим исполнителем, а «посланник человека — как он сам». Чего можно требовать от него?
Но разве можно так уже в самом начале, на первом же благословении?!
Обвинение после греха с тельцом звучало так: «Сошли быстро с пути» (Шмот 32:8). Сойти с пути — это ужасно, но быстро сойти — в семьдесят раз хуже!
Представьте, двое товарищей приходят на учебный седер, естественно, по своим собственным часам, и садятся учиться в паре. Это уже не просто. Ведь нужно найти стендер, чтобы он был «не длинный и не короткий, не тощий и не толстый» (Брахот 31 б). А большинство стендеров уже заняты теми, кто пришел раньше. В итоге они его находят и открывают Гмару, и тут один спрашивает другого: «Ну, какие новости ты слышал?»
Уже?! Так быстро? Теперь вы понимаете, что речь идет не об Эдоме и Ишмаэле, а обо всех нас? (Ве-Игадта)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.