Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тора освящает материальную жизнь. История о раввине и пожилом человеке.

«Когда купишь еврейского раба» (21:2). Если бы нас попросили дать пример заповедей Торы, мы бы тут же припомнили заповедь шаббата, молитву, тфилин. Если бы нас спросили, какие заповеди самые важные, мы бы назвали Йом Кипур и Песах, законы супружеской жизни, запреты на некоторые виды пищи. В предудыщей главе мы читали о подготовке народа Израиля к дарованию Торы, о трех днях ограничения, о великом огне и дыме, словно из печи, о молниях и звуке шофара. «Голос Б-га в силе, голос Б-га в великолепии, высекает языки пламени и сотрясает пустыню». Это было дарование Торы. Мы ждем, какие же законы нам заповедуют, и вдруг читаем о правах раба и рабыни, о законах о нанесении ущерба и охране имущества, о том, что нельзя причинять страдания пришельцу, сироте и вдове, нельзя никого проклинать и искажать правосудие. Это законы, действующие между человеком и его ближним, которые, на первый взгляд, не являются исключительными характеристиками иудаизма. Это не цицит и тфилин, не мезуза, не шаббат и не праздники. Почему так?

Возможно, ответ кроется в следующей истории. Ее рассказал тот, с кем она произошла, — рав Ицхак Яаков Рудерман, глава ешивы Балтимор, автор книги «Мибейт Леви». Некогда он учился в ешиве Слободка и считался одним из ее выдающихся представителей. Однажды он трудился над разрешением одного трудного вопроса в Талмуде. Товарищи не сумели помочь ему, и он решил спросить гаона раби Лейба из Вилкомира.

Раби Лейб, зять рава из Поневежа, много лет был главой еврейской общины Вилкомира, но к старости ушел с этой должности и поселился в городе Ковна, чтобы без помех погрузиться в Тору. Слободка была пригородом Ковны, и раби Ицхак Яаков Рудерман пересек мост над рекой, чтобы добраться до дома раби Лейба и изложить перед ним свой вопрос.

Раби Лейб выслушал вопрос, достал Гмару и углубился в соответствующий раздел. Но вопрос действительно был твердым, как железо! В итоге рав проводил своего молодого гостя наружу, предупредив быть осторожнее в темноте — на улицах полно ям, и ничего не видно.

Раби Ицхак Яаков благополучно добрался до своей комнаты, обессиливший от целого дня умственной работы и длинной прогулки. Он прочел Шма Исраэль и погрузился в сон.

Когда он проснулся, за окном уже было утро. Он открыл глаза и увидел раби Лейба, которому тогда было 86 лет, стоящим терпеливо рядом с его кроватью и смотрящим на него.

Раби Ицхак Яаков тотчас стал омывать руки и с трепетом спросил: «Что рав делает здесь?»

«Жду, пока проснешься, — добродушно ответил пожилой учитель, — Когда ты ушел, я продолжил размышлять над вопросом и пришел к решению. Я сразу же направился сюда, выяснил, где ты живешь, и вот я здесь. Когда благословишь на Тору, я дам тебе ответ…»

Рав Ицхак Яаков взволновался: «Вы, верно, ожидаете уже долгое время! Почему не разбудили меня?»

Старец содрогнулся: «О чем ты думаешь? Ведь это означало бы украсть у тебя сон! Тогда моя заповедь совершилась бы через нарушение!»

В этом весь иудаизм «на одной ноге». Так было и на скрижалях: на одной — заповеди между людьми и Б-гом, на другой — между одним человеком и другим. Другие народы не понимают, что соблюдение прав ближнего — тоже заповедь; что совершение добра есть тоже служение Б-гу; что Тора освящает материальную жизнь; что «половина вам» — это тоже «половина Б-гу» (выражение, используемое применительно к законам праздника). Вот почему Творец возвестил нам в первую очередь законы об имуществе, права рабов, заботу о сироте и вдове. Это чтобы мы укоренили в своих сердцах, что совершенное служение Б-гу — это соединение обеих скрижалей — обязанностей перед Б-гом и обязанностей перед нашими ближними! (Майян а-Шавуа)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

31 мая, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.