«Палец Б-жий это» (8:15). Толковал рав Галинский: «И сделали так же волхвы своими чарами, чтобы вывести вшей, но не смогли, и были вши на человеке и на скоте. И сказали волхвы фараону: Палец Б-жий это».
Наконец-то, момент настал!
После своей первоначальной реакции «Кто такой Б-г, чтобы мне слушать Его голоса? Не знаю я Б-га» (Шмот 5:2) они убедились в собственном бессилии. Однако, нет, «грешники даже у входа в ад не раскаиваются» (Эрувин 19 а). «Сказали волхвы фараону: эта кара пришла не для того, чтобы ты отпустил евреев. Это наваждение от Всесильного (“Элоким” численно равно слову “природа”, см. респонсы Хахам Цви, гл. 18), пришедшее согласно расположению звезд над страной Египта» (рав Авраам Ибн Эзра, Шмот 8:15).
И вы в самом деле в это верите? Почему же тогда только вы чешетесь от вшей, а евреи спокойны и улыбаются? Но попробуй-ка убеди того, кто закрывает глаза, чтобы не замечать очевидного, расскажи ему, что он теряет из-за нежелания видеть.
Я могу сказать одно: когда отец бьет ребенка, это похоже на поцелуй. Но если ребенок закрывает глаза, он чувствует только боль от ударов.
В ешивах Новардока было принято устраивать «биржу». Саба из Новардока однажды попал на настоящую биржу, где торговали алмазами. Он увидел торговцев, которые спорили и обсуждали свой товар, проверяли драгоценные камни и выясняли их качество, отмечали достоинства, находили недостатки и устанавливали стоимость. Они покупали и продавали, и все это совершалось с интересом и с чувством, с полным участием. Тогда он решил: если уж в поисках материальной наживы так делают, тем более так должно быть в поисках духовности и вечной жизни! И он ввел «биржевой час», во время которого вся ешива превращалась в бурлящий котел. Ученики спорили в группах, ходили парами, проверяли личные качества и оценивали способы духовной работы над собой, обменивались идеями и подтверждали их примерами. Так формировалась их личность — через прохождение нелегких экзаменов, которые их ожидали.
В такой ешиве я однажды услышал следующую притчу.
Отец предупредил сына не ходить в лес, чтобы он не заблудился и не пропал. Ведь и дикие звери рыщут там, и шайки разбойников. Но сын не прислушался к предостережению, пошел в лес и, естественно, потерялся. Сердце его охватило уныние, все чувства были напряжены, каждый шорох заставлял его вздрагивать.
А вдруг это зверь или разбойник — как тогда спасаться? И вдруг он почувствовал удар по спине и словно окаменел. Уж не медведь ли это огрел его лапой?
Он обернулся и увидел… своего отца. Он сразу почувствовал облегчение. Неважно, что его ударили, — главное, что отец рядом! Но если бы он не обернулся, то так и дрожал бы от страха перед медведем и разбойником.
Так было и с египетскими волхвами, думавшими, что это природное бедствие. И так происходит со всеми нами: каждый получает в жизни удары, но кто оборачивается, чтобы увидеть Отца? (Ве-игадта).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.