Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все, кто занимается делами общества, пусть делают это во имя Небес» — такова должна быть цель, и к этому надо стремиться

«И стер Б-г все живое, и остался лишь Ноах» (7:23). Наши мудрецы толковали слово «лишь» (ах) как указывающее на «вздох» (анаха). Однажды Ноах опоздал и не принес вовремя пищу для льва. Лев царапнул его лапой и повредил бедро — Ноах вышел хромым и искалеченным. Лев причинил ему как телесный, так и духовный вред: Ноах получил увечье, а его сын Шем принес жертвы после выхода из ковчега (Танхума 58:9).

Давайте проанализируем сказанное, — говорит рав Галинский.

«Ноах — человек праведный, непорочным был в своих поколениях; с Всесильным ходил Ноах». Он снискал милость в глазах Б-га, и Б-г сказал ему: «Ибо тебя увидел Я праведным передо Мной в этом поколении» (Берешит 7:1). Ноах спасся вместе с сыновьями, и от них требовалось лишь кормить всех животных. «За те двенадцать месяцев в ковчеге не было сна в наших глазах», — сказал Шем, сын Ноаха, слуге Авраама Элиэзеру (Санедрин 108 б). «Тех, кто обычно питается днем, мы кормили днем; кто питается ночью — кормили ночью». Они нашли подходящую еду и режим питания для каждого. Сколько сотрудников требуется среднему зоопарку? А тут четверо заботились обо всех животных, какие есть в мире. Нужно было приносить, убирать, чистить. Всего один раз Ноах опоздал с пищей для льва.

Всего один раз за целый год, да и то случайно! Гмара (Санедрин 108 а) говорит, что в ковчеге лев заболел. Иначе он растерзал бы множество животных. Он заболел и потерял аппетит. Ноах увидел, что лев не ест, и решил покормить других. И как раз в тот момент лев проголодался, разозлился и ударил его лапой!

Гмара говорит (Шаббат 151 б), что зверь властвует над человеком, лишь когда тот теряет образ Б-га.

Страшно представить: из-за одного случайного опоздания праведник теряет образ Б-га! Как такое можно понять?

Ведь даже в отношении людей — не только в отношении зверей, как в случае с Ноахом — не требуется такого совершенства! Раби Исраэль Салантер прокомментировал слова Мишны (Авот 2:2): «Все, кто занимается делами общества, пусть делают это во имя Небес» — такова должна быть цель, и к этому надо стремиться. И тогда, даже если не удалось сделать это в совершенстве, «Я даю вам большую награду, словно вы это сделали». Ведь вы старались! (Ор Исраэль, письмо 29).

А кто старался больше, чем Ноах? И если ему не удалось сделать все наилучшим образом, за что он был так наказан?

Ответ на это я нашел в Гмаре (Бава Меция 86 б): «Сказал рав Йеуда, сказал Рав: Все, что наш отец Авраам сам сделал для ангелов, сделал Святой, благословен Он, для Своих детей. А все, что Авраам сделал через посланника, и Святой, благословен Он, сделал для Своих детей через посланника».

«К скоту побежал Авраам» (Берешит 18:7) — «И ветер подул от Б-га и принес перепелов с моря» (Бемидбар 11:31).

«А он стоял над ними под деревом» (Берешит 18:8) — «Вот Я стоял перед тобой там на скале» (Шмот 17:6).

«Авраам пошел с ними, чтобы проводить их» (Берешит 18:16) — «Б-г шел перед ними днем» (Шмот 13:21).

Но воду он взял с помощью посланника: «Возьми, пожалуйста, немного воды» (Берешит 18:4) — «И ударишь по скале, и пойдет из нее вода, и будет пить народ» (Шмот 17:6) — тоже через посланника.

Здесь возникают два вопроса. Во-первых, неужели сила отцов настолько велика, что благодаря тому, о чем сказано «Возьму кусок хлеба», сорок лет дается «хлеб с неба» всему дому Израиля? В Мидраше (Коэлет Раба 11:1) добавляют, что в заслугу этого же евреи удостоились получить «землю пшеницы и ячменя» (Дварим 8:8), а в будущем удостоятся «обильного урожая в стране» (Теилим 72:16).

Второй вопрос: Неужели сила отцов столь велика, что если в их действиях имеется хотя бы малейший изъян, такой как «вода через посредника», это приводит к беде? Ведь вода была дана в пустыне через Моше, но из-за этого произошел грех, и Моше умер в пустыне. Если бы он ввел нас в страну Израиля, то сам стал бы Машиахом (Зоар, ч. 1, 253 а). Слова «пока не придет в Шило» (Берешит 49:10) дают в числовом значении имя Моше. Он построил бы вечный храм, поскольку все сделанное его руками не исчезает (Сота 9 б). Уже три тысячи триста лет мы были бы свободны!

Ответ на эти вопросы следующий. Поступки отцов были подобны посеву. Ясно, что из хорошего древесного желудя может вырасти огромный лес. А если в зерне хотя бы малейший дефект, кто может оценить его последствия?

То же самое можно приложить и к случаю с Ноахом в ковчеге.

Этот ковчег был предназначен не только для спасения. Он представлял основу для новой правильной жизни — для мира, который будет восстановлен. Поколение потопа извратилось и нарушило все устои. Тем, кто вошел в ковчег, было постановлено целый год прожить в полном воздержании (Раши к Берешит 6:18). Кто нарушил эти требования, те были наказаны жестоко и на глазах у всех (Санедрин 108 б).

На приговор для поколения потопа печать была поставлена из-за грабежа. Поэтому «мир милосердием построится» — нужно было безвозмездное милосердие ко всем творениям, даже к последнему из зверей, с полной самоотдачей. Вот почему любая небрежность и халатность ставили под удар главный принцип, и наказание за них следовало с большой суровостью.

Тора — это книга инструкций (Зоар, ч. 3, 53 б). Отсюда мы учим, насколько нужно быть внимательным и осторожным в период начала, когда закладывается основа и фундамент. Это «учение детства» — когда ребенок начинает говорить, отец обучает его Торе (Сукка 42 а).

Падение Ахера связали с тонким изъяном в его ученичестве (Тосафот Хагига 15 а), а все величие раби Йеошуа бен Ханании — с его матерью (Авот 2:11), которая относила его колыбель в бейт-мидраш, чтобы слова Торы приставали к его ушам (Иерушалми, Евамот 1-2).

Годы, проведенные в ешиве, — это основа для жизни по Торе, а первый год после свадьбы — основа для строительства семьи.

Фактически, весь наш мир — «годы жизни нашей семьдесят лет» — это основа для вечной жизни: «Привыкайте к благословениям в этом мире, чтобы они были с вами в будущем мире» (Раши, Брахот 63 а).

Любое действие здесь — это «посев» для будущего мира: «Человек дает полную пригошню бедняку в нашем мире и получает полную пригоршню блага из рук Святого, благословен Он, в мире будущем» (Санедрин 100 а).

Каждое действие приносит огромные плоды, и нужно тщательно следить, чтобы в нем не было никакого изъяна! (Ве-игадта)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.