Темы: Симхат Тора, Оцарот
Рассказывает рав Галинский.
Однажды ученик Хафец Хаима сказал мне: «Если хочешь, я расскажу тебе, что говорил Хафец Хаим. Это займет три минуты, но ты должен представлять, что он стоит перед тобой, — что я и есть Хафец Хаим».
Я согласился. Теперь представьте, что я Хафец Хаим… В начале Элуля после молитвы Хафец Хаим встал и произнес: «Скоро уже начнут выбирать этроги для Суккот…» Дело в том, что в Польше этроги не росли — их привозили из теплых стран, и многие из них портились в дороге. Иногда цена хорошего этрога достигала десяти рублей (что равно примерно 1000 шекелей в наше время). Бывало, что и больше. Были такие места, где евреи покупали вместе один этрог на всю общину.
«Заповедь этрога дана Торой только для первого дня праздника. Для остальных дней ее установили мудрецы. Получается, что за одну заповедь мы платим 1000 шекелей!
Виленский Гаон написал (Шнот Элияу, начало трактата Пеа), что с каждым прочитанным словом человек выполняет заповедь изучения Торы. Как я выяснил, за минуту можно произнести двести слов. Это все равно, что выиграть 200 тысяч шекелей. За час получится двенадцать тысяч слов — двенадцать миллионов шекелей!
Сколько заповедей можно приготовить перед приближающимися днями суда, если учиться непрерывно и серьезно, если не бездельничать на занятиях и еще прибавлять к ним!»
После этой краткой, но проникновенной речи один из старших учеников подошел к Хафец Хаиму и сказал, что те же слова слышал от него год назад.
«Но я произносил их не перед этими юношами», — ответил Хафец Хаим.
«Здесь есть новые, — согласился ученик, — но большинство все это уже слышало».
«Да снизойдут благословения на твою голову, — сказал Хафец Хаим любезно, — я задам тебе вопрос. Каждый год такого-то человека приглашают стать “женихом Торы” (прочесть завершающий отрывок из Торы), а такого-то — стать “женихом Берешит” (прочесть первый отрывок). Такую честь им оказали в прошлом году и в позапрошлом, и то же самое сделают в этом году и в следующем. Ты думаешь, это правильно? Ведь им уже выказали уважение, пора бы почтить и других людей — есть еще много достойных такой чести».
Ученик молчал. Ответа у него не было, утверждение было верным.
«Но я скажу тебе: в этом году их позовут в первый раз…»
«Как это в первый раз? Ведь их уже вызывали год, два и три года назад».
«Ты не понимаешь, — продолжил Хафец Хаим, — это не их звали. Они выглядят такими же, но за это время они учились еще целый год, становились глубже и выше. Тора формирует человека, образует, совершенствует и изменяет: “И соблюдайте Мои законы и делайте их” (Ваикра 20:8) — не читай “их” (отам), а читай “вы” (атем). Вы словно делаете самих себя (Санедрин 99 б). Эти люди подобны вновь сотворенным, и их подобает вновь вызвать к Торе.
Теперь ты поймешь, что когда я произносил свою речь перед учениками год назад, они, возможно, услышали ее на том своем уровне, но эти слова еще не принесли надлежащих плодов. Между тем, ученики развивались целый год, росли в Торе и стали другими. Теперь они все слышат иначе и вести себя будут соответственно» (Ве-игадта).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.