Темы: Симхат Тора, Оцарот
Говорил пророк Элияу: История о ребенке, которого отец обучал книге Берешит. Однажды римляне захватили тот город, и ребенок попал в плен. Книга была при нем. Его посадили в темницу, а книгу отправили в имперское хранилище.
В один прекрасный день эту книгу нашли, и все мудрецы империи пришли, чтобы прочесть ее, но не смогли. Тогда один из них сказал: «Это одна из еврейских книг, а у нас в тюрьме сидит один из их пленных детей». Вытащили того ребенка и привели предстать перед императором.
Едва лишь увидел ребенок свою книгу, как тотчас обнял и поцеловал ее, начав читать перед императором. Он объяснил все, что написано, от слов «В начале сотворил Б-г» до слов «И были завершены». Когда услышал император о славе Всесильного, как Он сотворил мир, сразу же встал с трона, поцеловал того ребенка и сказал: «Я уверен, эту книгу нашли только ради тебя — чтобы освободить тебя из тюрьмы».
Сразу после этого он дал ребенку серебро, золото и драгоценные камни и с большими почестями отправил к отцу.
Здесь можно провести аналогию: если уж этот ребенок, который выучил только книгу Берешит, удостоился всего этого, то учивший все Пятикнижие и вообще всю Тору получит гораздо больше!
Гаон раби Иссахар Шломо Тейхталь, главный раввин Пшетьяна в Словакии, в предисловии к своей книге «Мишнат Сахир» выражает благодарность своей праведной матери, благодаря которой он стал одним из выдающихся людей поколения.
В хедере учились с утра и до самой ночи, как и установлено в Шулхан Арухе (Йоре Деа 245:11): «Сидит учитель и преподает весь день и некоторую часть ночи, чтобы приучить детей заниматься Торой днем и ночью». Это были дети около восьми лет. Однако, мать хотела, чтобы ее сын повторял пройденный материал и заранее готовил следующий урок. Когда же ему это делать? У него ведь глаза слипаются, когда он возвращается вечером! Поэтому мать вставала каждое утро в три часа, зажигала печь, чтобы в комнате разливалось приятное тепло, и замешивала тесто. В четыре часа она будила сына запахом испеченого пирога с корицей и стаканом горячего какао. Какой ребенок сможет устоять перед таким соблазном? Лишь одна у нее была просьба — чтобы он учился вслух, и чтобы она могла слышать его и получать удовольствие для души.
Однажды мать опоздала. Она встала в четыре и разбудила сына. Он принюхался, но не было ни запаха пирога, ни какао. Мать стала извиняться: «Вставай, дорогой сынок, начинай учиться, а я поспешу и все испеку. Через час все будет готово, обещаю. Начни учиться и увидишь, что Гмара не менее сладкая, чем пирог с корицей, и ублажает душу не хуже, чем чашка какао».
Я был ребенком, — рассказывает раби Тейхталь, — и я поверил ей. Начал учиться и понял, что она права.
С тех пор душа его привязалась к Торе, которая «слаще меда из сот, прелестнее золота червонного». Гмара стала главным, а пирог и напитки — второстепенными (Майян а-Шавуа).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.