«Лицом к лицу говорил Б-г с вами» (5:4). Мы слышали этот рассказ от одного человека, вернувшегося к вере (бааль-тшува). В нем есть поучительный смысл, и он затрагивает тему отношений между людьми.
Однажды утром, когда я выходил на работу, в моей машине заглох мотор, и я не мог продолжать поездку, — рассказывает он. Я встал возле обочины и стал ждать спасения. Внезапно рядом останавливается автомобиль, а в нем — религиозный водитель, который выехал из Кирьят-Сефер в Бней Брак. Этот водитель стал интересоваться, что произошло, и едва услышав о неисправности, взялся помочь. Впрочем, поскольку поломка оказалась серьезной, ремонт занял много времени, а мотор отказывался работать.
Я со своей стороны сказал этому религиозному водителю, чтобы он продолжал свой путь и не тратил на меня время, но он на это никак не соглашался. «Пока не услышу, что мотор работает, не уеду», — сказал он мне и оставался со мной более получаса. Лишь когда в конце концов он услышал звук мотора, то «согласился» ехать дальше. Я привычным движением потянул руку к кошельку и вытащил купюру в сто долларов, предлагая ему в качестве оплаты за усилия и работу, которую он проделал.
Но он отказался брать, причем сделал это тоже самым естественным образом. «Разве стану я терять исполненную заповедь взамен за денежную купюру?» — сказал он. Хоть и пытался я уговорить его, что награда полагается ему по всем религиозным законам, он решительно отверг эти сто долларов.
В итоге мы разъехались каждый своим путем, и с тех пор я искал этого человека всеми возможными способами, чтобы заплатить ему положенное, но так и не нашел.
Прошло полтора года или чуть больше, и вот, я еду по дороге. Это было совсем в другом месте, где-то на севере страны. Вдруг я наткнулся на человека, который «застрял» со своей машиной и стоял у обочины. Его машина была в точности такой же, как та, на которой я ехал.
Я подошел и увидел, что у него проблемы с колесом, и его нужно менять. В тот момент я вспомнил, что мой сын прошлой ночью принес мне дополнительное колесо, которое как раз подходит к этой машине.
Я быстро установил ему новое колесо, но в тот момент что-то произошло. Гляжу я в лицо этому застрявшему водителю, и мне кажется, будто я его знаю… не прошло и нескольких секунд, как я вспомнил, что это тот самый водитель автомобиля, который помог мне в прошлом и отказался взять деньги.
«Сейчас я смогу отомстить вам», — провозгласил я перед водителем, который еще не успел узнать меня. Он ратерялся от таких слов, не зная, что я имею в виду.
«Разве не помните меня?» — обратился я с вопросом. Ему понадобилось несколько минут, прежде чем он вспомнил о том случае, когда помог мне с мотором. Тогда мы обнялись с дружеской теплотой, и я вновь повторил: «Теперь наступит воздаяние: как вы отказались брать у меня деньги за ремонт, так и я не возьму ничего за установленное колесо».
Я описал ему свои попытки на протяжении какого-то времени искать его, чтобы заплатить. «Теперь Б-г поставил вас на моем пути, и этот момент подходит для расплаты».
Что же случилось в конце всего этого? Я решил вернуться к религии. Причиной послужило то, что я увидел, какой «механизм» Творец задействует в мире. Я мог бы искать его много лет и не нашел бы, но Б-г создает ему проблему с колесом, и как раз в тот момент проезжаю я по той самой дороге и натыкаюсь на него. Разве мог бы я сам подстроить все эти события собственными силами? Ясно, что нет.
Я увидел, что в мире есть Правитель. Если Он может сделать то, что сделал между мной и этим водителем, почему бы мне не поверить, что Он может сделать для меня и все остальное, в чем я нуждаюсь?
Поэтому я решил вернуться к религии (Бархи Нафши).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.