«И собрал против них Корах всю общину» (16:19). Глава о Корахе вся представляет собой загадку. Это было поколение, помнящее страшное рабство в Египте, появление Моше Рабейну и известие об освобождении. «И поверил народ» (Шмот 5:31).
В этом поколении еще помнили десять кар, павших на египтян одна за другой; помнили фараона, великого правителя, бегущего среди ночи, словно охваченного лихорадкой, и кричащего: «Где здесь Моше?» (Танхума, Бо 7). Они помнили, как Моше вознес руку над Красным морем и рассек его; поднял ее вторично — и море смыло египтян. Помнили, как он поднимал посох и извлекал для них воду из скалы.
Моше был адресом для обращения со всеми жалобами. Когда египтяне гнались за евреями, те обращались к Моше. Нашли горькую воду в Маре — жаловались Моше. Едва лишь проголодались, как сразу пришли к Моше, чтобы он доставил им ман. Надоел ман — обратились к нему, чтобы достал мясо. Когда их кусали змеи, они взывали к Моше, чтобы он спас их.
И тут вдруг возникает бунт. То, что его возглавлял Корах, легко понять — у него была личная заинтересованность. Он был оскорблен тем, что на роль верховного служителя избрали не его. Личные амбиции — достаточный повод для движения к суициду. Но Корах увлек за собой двести пятьдесят мудрецов, великих людей мира сего, глав суда. «Начальники общины, призываемые на собрания, люди именитые». Как же и почему они примкнули к нему? С чего решили оспаривать Моше, когда все последние события были еще свежи в их памяти?
А где был весь народ? Тот самый народ, что шел за Моше по пустыне, обращался к нему с жалобами, стоял перед ним с утра до вечера, чтобы учиться у него законам Б-жьим, — где был этот народ? Они заняли нейтральную позицию и стояли в стороне, глядя, чем дело кончится… «И собрал против них Корах всю общину».
Как же такое возможно? Как можно скрыть истину, стереть память, окутать разум туманом и исказить помыслы? На это есть ответ, но он шокирует. И прежде всего потому, что он, перепрыгивая через три тысячи триста лет, затрагивает нас напрямую.
Корах был мастером в общественных отношениях и знал страшный секрет. Он знал, что человек — существо уравновешенное, разумное, оценивающее все как следует и делающее верные выводы, но при одном условии — что все это не превращают в насмешку и остроумие. Корах умел рассказывать анекдоты. «И собрал Корах против них всю общину» — с помощью насмешек (Раши). Шутки и легкомыслие подобны маслу, разлитому на дороге взвешенного мышления, из-за которого мысли скользят и переворачиваются. Корах превращал заповеди в смех. Он высмеивал приношение десятины, шутил по поводу Моше, избранника Б-жьего, и Аарона. Он разливал это «масло» в огромных количествах, и все подскользнулись!
Что нам показывает реклама? Может быть, страницу с информацией? Нет, это было бы слишком скучно. Нам показывают улыбку, подмигивание, что-то легкомысленное. Реклама не собирается убеждать, она захватывает.
Вы обращали внимание, как ведется агитация перед выборами? Одинаковые партии, предлагающие трудные решения для еще более трудных проблем, представляют вам… юмористов и дорогие развлекательные шоу. Почему? Они не заинтересованы убеждать вас, а только завлечь, ввести в состояние, когда вы не сможете здраво мыслить!
Давайте же сохранять бдительность и не идти по этой скользкой дорожке! (Майян а-Шавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.