«Уважай своих отца и мать» (20:12). Рассказывает рав Галинский.
В рамках моей поездки по поддержке мест, где изучают Тору, я добрался до Бразилии. Отдельные люди отозвались на мою просьбу по мере своих сил, но я знал, что «Хевра Кадиша» (похоронное общество) собрала там огромное богатство. Там берут тысячи долларов за место погребения. У богатых кошельки для всего открыты — для поддержки спортивных соревнований, для постановки спектаклей, только не для Торы!
Я удивлялся: «Ведь среди умерших есть и евреи — религиозные и просто близкие к своим традициям. Почему не считаются и с их желаниями?»
Все пожимали плечами: таково положение вещей — решает тот, кто сидит во главе похоронного общества, а он демонстративно не соблюдает Тору.
Что я мог потерять? Я попросил, чтобы мне организовали встречу.
Прихожу и спрашиваю: «Уважаемый, вы представляете похоронное общество?»
«Да», — говорит он.
«А я представляю умерших», — сказал я. Он открыл рот и глаза: «Любишь насмехаться, да?»
Я отвечал: «Да что вы, вовсе нет! Знайте, что мертвые пришли с жалобой на вас в небесный суд и говорят: “Наши родные дали похоронному обществу деньги на наше погребение. Похороны стоили денег, были расходы. Но почему на оставшееся не сделали ничего для помощи нашим душам? Разве от спортивных состязаний и постановки спектаклей будет нам толк? Только благодаря изучению Торы и помощи мудрецам для нас смягчат суд, и мы шаг за шагом поднимемся в райский сад”. Так вот знайте, что я был послан представить перед вами жалобу умерших. Если проигнорируете ее, не стану пугать вас тем, что вас позовут на суд. Но в конце концов вы и сами туда попадете, и что тогда скажете? — не небесному суду, а всем тем душам умерших, деньгами которых вы злоупотребили, отказав им в подъеме наверх?»
Он вытащил ручку и открыл чековую книжку: «Сколько вам выписать?»
Но я говорю: «Так не пойдет. Давайте сядем и решим, какую часть денег будут отдавать на религиозные нужды общины и на изучение Торы ради подъема душ». С того дня в его подходе произошел переворот.
Я понял, что быть представителем умерших — дело хорошее. Позвольте же мне и здесь представлять их.
О ком идет речь? О каждом из тех, кто меня слушает. Вечно вы жить не будете, а когда окажетесь наверху — что скажете? Не небесному суду, а своим родителям!
Процитирую из книги «Пеле Йоэц» (об уважении к отцу и матери): «Главное уважение — почитать их после смерти (Кидушин 31 б). Каждый, кто способен сделать приятное душам родителей, пусть делает это изо дня в день и не забывает. Не нужно поступать, как делают многие невежественные люди, которые едва вспоминают отца и мать в день поминовения. Они произносят Кадиш, дают чуть-чуть денег на благотворительность и немного учат Тору. Горе отцам, которые ждут от своих детей, чтобы те их выкупили и помогли подняться из адской ямы, ибо делая так мало, их дети ничем им не помогают! Надлежит сыну, чтобы на протяжении всей жизни образ его отца был у него перед глазами, словно тот горько взывает из пламени огненного: “Сын мой родимый, пожалей меня, спаси от меча душу мою, от лап собаки единственню мою!” (см. Теилим)
Даже если кто думает, что его отец совершенно праведен, и душа его наслаждается изобилием, пусть подумает о том, что исполненными заповедями он словно приносит ему вкусные блюда, “дабы благословила его душа его” (см. Берешит). А как хорошо было бы привыкнуть каждый день произносить: “Да будет воля Твоя, Б-г Всесильный наш и отцов наших, принять с милосердием и благоволением каждый добрый поступок, содеянный мною, — как в мысли, так и на деле, — чтобы все они обратились в заслуги, покой и возвышение для души моих отца и матери”».
Рав Х. Й. Азулай (в книге «Кикар ле-Оден») написал, что каждой молитвой и исполненной заповедью, при изучении Торы и открытии в ней чего-либо нового, человек дает наверху награду своим родителям, поскольку он исполняет все это в силу полученного от них воспитания. «Этим заповедь уважать отца и мать исполняется лучше, чем любым почетом, который можно было оказать им в нашем мире. Это приносит им большое удовольствие».
Чем мы отличаемся от того начальника похоронного общества? Если и есть различие, оно не в нашу пользу.
Отец и мать привели нас в этот мир, столько добра сделали нам, так сильно беспокоились о нас. А теперь, когда они в нас нуждаются, что мы даем им? Будем помнить, что в молитве и в изучении Торы, каждой заповедью и хорошим поступком мы совершаем для них добро в мире вечности. (Веигадта)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.