Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«И сказал Йосеф: Вот истолковение егго» (40:12). Рассказывает рав Галинский.

Есть известный вопрос. Начальник виночерпиев и начальник пекарей видели сны, соответствующие работе каждого из них. Одному снилось, что он выжимал виноград для чаши фараона, а второму — что он нес корзину с выпечкой на голове. Йосеф выслушал их и начальнику виночерпиев истолковал сон к добру — что через три дня, по числу виноградных лоз, которые он видел, фараон вернет его на службу. А начальнику пекарей он истолковал, что через три дня, по числу увиденных им корзин, фараон велит его повесить. Как же узнал он, что одному нужно истолковать к добру, а другому — к злу?

Вопрос этот, как уже сказано, известен, а ответов на него много, и все они верные. Но мы, следуя привычному для нас пути, ищем такой ответ, который к чему-то обязывает и хоть немного выводит из равнодушия. Такой, чтоб сделать хоть малую трещину в скорлупе безразличия.

И как обычно, начнем с рассказа.

Крестьянин сложил урожай в мешок, взвалил на плечо и пошел продавать его в ближайшее селение, чтобы заработать немного денег. Дул приятный ветерок, и широкая соломенная шляпа давала тень от палящих лучей солнца. Дорога простиралась перед ним, насколько видели глаза, и у него было предостаточно времени поразмышлять. А он, по всей видимости, был парнем думающим.

Он говорил себе: «Как хорошо, что у меня есть ноги, чтобы ими идти в селение. Как хорошо, что есть у меня плечо, чтобы взвалить на него тяжелый мешок. Как хорошо, что есть у меня руки, чтобы держать за узел мешка и не дать ему упасть с плеча. Как хорошо, что у меня есть спина, чтобы поддерживать тяжелый мешок. Но вот голова — она-то зачем?»

Все думал и думал. И как хорошо, что путь был далекий. Он мог посвятить много времени своим мыслям.

Крутил он этот вопрос, вертел, трудился над ним и нашел: «Конечно, что за вопрос! Голова — чтобы одевать на нее широкую шляпу, которая защитит от обжигающих лучей солнца».

С таким выводом, к которому он пришел, для головы и в самом деле не было никакого другого применения. Но мы-то знаем, для чего предназначена голова.

«Песнь ступеней. Счастлив каждый, кто трепещет перед Б-гом, кто следует Его путям. Когда сделанное своими руками будешь есть, счастлив ты и хорошо тебе» (Теилим 128:1—2). Наши учителя толковали: «Сделанное руками, а не сделанное умом». Рав Исраэль из Саланта объяснил это так (Ор Исраэль, письмо 15), что человек должен приучить себя заниматься ремеслом и торговлей, а голова его пусть при этом будет погружена в Учение.

Был такой случай.

Юноша, выдающийся в изучении Торы, усердный и постоянный в учебе, завел семью. Его тесть обещал ему хорошее приданное и пропитание на пять лет. Ученик использовал «годы сытости», чтобы «усердствовать у дверей Торы» — расширил и укрепил свои познания. Между тем, семья его увеличилась, а годы, когда его обеспечивали, закончились. Он взял деньги из приданного и стал искать для себя чистое и легкое ремесло, которое позволит ему трудиться над Торой по мере возможности. Искал он и нашел: нужно купить лошадь и телегу и стать извозчиком. Возить людей и перевозить грузы. Но он не совершил этот шаг, пока не поехал к своему учителю получить его разрешение и благословение.

Учитель выслушал, согласился и благословил.

Он купил лошадь и телегу, освоил новую профессию и преуспел в ней. Ездил и перевозил, а длинные дороги использовал, чтобы заучивать псалмы из Теилим, главы из Мишны и листы Талмуда. Через некоторое время он снова приехал к учителю. Тот, увидев его, сразу постановил: «Продай лошадь и телегу и ищи другую работу».

Парень удивился: «Ведь я был у вас, советовался и получил ваше согласие!»

Учитель ответил: «Верно, так и было. Но в тот момент я не оценил, что если купишь лошадь и телегу, то превратишь свой мозг в конюшню».

А сколько есть учащихся, голова которых занята поиском Гмаха (фонд помощи нуждающимся) или консультанта по вкладам, каталогом мебели или дорожными картами.

Мы задали вопрос, вот и ответ на него.

Начальник виночерпиев работал руками — выжимал виноград и давал чашу в руки фараона. А начальник пекарей пользовался головой как полкой — носил на ней по три плетеных корзины.

Но разве для этого преназначена голова? (Ве-игадта)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.