Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Благословен Сотворивший всех этих, чтобы прислуживать мне. Толдот

Темы: Толдот, Оцарот

Глобализация косвенно служит подтверждением слов пророков. За кошелек израильского покупателя сражаются все, от немцев до китайцев.

«Народы будут служить тебе» (27:28). Рав Галинский рассказывает.

Когда я вхожу в магазин, что я вижу? «Окружили меня… окружили, как пчелы». Толпятся вокруг меня производители, нападают на меня, чтобы разорить, чтобы завладеть моими деньгами. Протягивают руки в мой тощий карман. Одна пекарня предлагает мне хлеб, другая подталкивает выбрать их питы, третья — булки. Каждая желает нажиться за мой счет. Молочные производители соблазняют широким выбором сыров и различных молочных продуктов. Далее — пасты, консервы и т. д. «Если ополчится на меня полк… если встанет против меня войной». А я следую списку, который взял с собой. «Благословен Б-г, который не сделал меня добычей для их зубов».

Но это неправильное мировоззрение, не истинный взгляд.

Мы учим в Мишне (Брахот 58 а): «Бен Зома увидел народ (шестьсот тысяч евреев) на подъеме на храмовую гору и сказал: Благословен Мудрый в тайном (знающий, что в сердцах все их — Раши) и благословен Сотворивший всех их, чтобы прислуживать мне (они пашут и сеют, а я нахожу все готовым — Раши). Еще он говорил: Первый человек много трудился прежде, чем обрел хлеб для пропитания — пахал, сеял, пожинал, собирал, молотил, провеивал, отбирал, перемалывал, просеивал, месил, пек и лишь потом ел. А я встаю утром и обнаруживаю, что все это для меня уже сделано. А сколько первый человек трудился прежде, чем ему было, что одеть — стриг шерсть, отбеливал, расчесывал, прял, ткал, и лишь после этого у него была одежда. А я встаю утром и обнаруживаю, что все это для меня уже сделано. Все народы трудятся и приходят ко входу в мой дом, а я нахожу все это перед собой».

Вот правильное мировоззрение.

Далее написано: «Еще он сказал: Что говорит хороший гость? “Как много хозяин трудился ради меня! Как много мяса принес мне, как много вина, как много пирожных! И все, что он сделал, было ради меня”. А что говорит плохой гость? “Что это за старания со стороны хозяина? Я съел всего одну буханку хлеба, один кусок мяса, выпил всего один стакан. Весь труд этого хозяина был посвящен только его жене и детям”».

И кто из них прав? Очевидно, прав «хороший гость». Ведь у нас есть обязанность — каждый должен говорить: «Ради меня сотворен мир» (Санедрин 37 а).

Об этом мы учили (Иерушалми, конец Кидушин), что человек будет отчитываться за все, что видели его глаза, но он не ел. Раби Элиэзер отнесся серьезно к этому изречению и экономил деньги, чтобы отведать от каждого продукта хотя бы раз в году.

Ведь если мир создан для меня, то для меня же существуют и все овощи и фрукты, для меня трудятся все люди. Они думают, что работают на себя, и хотят наживаться за мой счет. Но правда в том, что «Б-г сотворил всех их, чтобы прислуживать мне».

Все народы стараются придти ко входу в мой дом! Немецкая стиральная машина, итальянская печь для приготовления еды, автомобиль из Японии, игрушки из Китая. Весь мир заваливает меня благами. И все это — чтобы я поблагодарил и сказал: «Благословен Сотворивший всех их, чтобы прислуживать мне».

В этом состоит двойное благословение, которое наш праотец Ицхак дал Яакову. Во-первых, «даст тебе Всесильный от росы небесной и от изобилия земного и множество хлеба и вина». А во-вторых, «народы будут служить тебе, и нации преклонятся перед тобой» (Берешит 27:28—29). Прежде всего, должен быть славный и обильный урожай, но мы не должны утруждать себя его выращиванием и сбором. В связи с этим недоумевал раби Шимон бен Йохай (Брахот 35 б): «Возможно ли, чтобы человек пахал во время пахоты, сеял во время посева, пожинал во время жатвы, молотил во время молотьбы, провеивал, когда есть ветер? С Торой что же будет? Но когда сыны Израиля исполняют волю Вездесущего, их работа выполняется другими, как сказано (Ишайя 61:5): “Встанут иноземцы и будут пасти ваш скот”». Это и означает «Народы будут служить тебе».

Счастливы мы, что удостоились этого!

Мы не пашем во время пахоты, не сеем во время посева, не пожинаем во время жатвы, а также не связываем в снопы, не молотим и не провеиваем, не перемалываем, не просеиваем и не перебираем, не месим, не придаем тесту форму и не печем.

Наша работа совершается другими. А что же теперь с Торой?

Здесь уже не может быть никаких отговорок! (Ве-игадта).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

31 мая, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.