Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ривка прошла своеобразный экзамен на доброту. Почему хала является символом еврейского дома?

«И привел ее Ицхак в шатер матери своей Сары» (24:67). В нашей главе рассказывается об экзамене на доброту, который прошла Ривка, доказав, что достойна быть женой Ицхака. А Элиэзер, раб Авраама, рассказал Ицхаку все, что он сделал, сообщил ему о чудесах, произошедших с ним — как земля бежала у него под ногами, и как в ответ на его молитву ему встретилась Ривка. Ицхак отвел ее в шатер своей матери Сары. Раши комментирует это так: «Он отвел ее в шатер, и она сама стала подобна его матери Саре. Пока Сара была жива, свеча зажигалась каждый раз накануне шаббата, тесто было благословенно, а облако пребывало над шатром. Когда Сара умерла, все это прекратилось. А когда пришла Ривка — возобновилось».

Сколько глубины в изречениях наших мудрецов! Целый мир заключили они в нескольких словах. Расскажем в связи с этим историю, произошедшую какое-то время назад.

Один молодой еврей, сын родителей, подвергшихся ассимиляции, в детстве часто посещал дом своего религиозного дедушки. Больше всего он любил навещать его вечером в шаббат, приходя к трапезе. Одна мелодия запечатлелась у него в уме — песня «Добродетельная жена» (Эшет Хаиль).

Через некоторое время дед умер. Внук его вырос и создал семью с одной молодой американской еврейкой, далекой от Торы и заповедей. Лишь об одном он попросил ее: чтобы вечером в шаббат стол был накрыт белой скатертью, и чтобы они ели праздничную трапезу при свечах. За трапезой он напевал веселую мелодию.

«Что это за песня?» — спросила его супруга. Но он не знал, что ответить. «Мой дед пел ее вечером в шаббат», — сказал он, — «я помню лишь первые слова».

Жене стало любопытно. «Религиозные евреи в Боро-Парке непременно знают слова», — сказала она.

Они поехали в еврейский район и зашли в книжный магазин. Он обратился к продавцу: «Я ищу песню, которая начинается словами “Кто найдет добродетельную жену”», — сказал он и начал напевать мотив. Мелодию продавец не узнал, но понял, о чем идет речь. Он открыл сидур, где был перевод на английский, и жена молча прочла этот текст. В конце она промолвила: «Если иудаизм так относится к женщине, я хотела бы поближе познакомиться с ним».

Они записались на семинар «Арахим» и вернулись к вере своих предков.

В свете этого рассказа подумаем о смысле благословений, которых удостоились наши святые праматери. Они выражают почтение к еврейской матери, хозяйке дома. Первое: «Свеча зажигалась каждый раз накануне шаббата». Мать создает в доме атмосферу покоя и святости все дни недели. Она приносит дух шаббата, спокойствие и беззаботность, духовность и святость. Она же воспитывает детей к жизни по Торе и следит за их поведением. Наш учитель Хазон Иш однажды сказал одному из руководителей ешив: «Вам следует относиться к каждому юноше с уважением. Никогда не известно, откуда вырастет великий мудрец следующего поколения. Может быть, из молитвы его матери или из слез его бабушки».

В добавок к этому, «тесто было благословенно». Чтобы понять это, нужно процитировать одну фразу из песни Эшет Хаиль: «Добывает шерсть и лен и охотно работает руками». Женщина берет исходные материалы, и в ее руках они превращаются в готовое изделие. Муж только приносит зарплату, но разве может он питаться купюрами? Разве не жена мудро совершает покупки и превращает сырые продукты во вкуснейшие блюда? Разве не она стирает и сушит одежду, гладит и складывает ее, раскладывает вещи и принимает гостей, чистит и моет, старается и руководит всем?

Но выше всего этого и как следствие из всего, «облако пребывало над шатром». Облако — это символ присутствия Шхины, как в переносном храме в пустыне, так и Иерусалимском храме. Но самое главное и основное, центральное и определяющее — это вклад женщины в то, чтобы Шхина присутствовала в доме. Наш учитель рав Х. Й. Азулай давал намек на это, говоря, что согласно учению Каббалы женщина соответствует святой Шхине. Как велики ее заслуги и ответственность в том, чтобы приносить свет шаббата и духовную благодать в дом, направлять к Торе и заповедям! (Майан а-Шавуа)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.