«Братья расплавили наши сердца» (1:28). Когда разведчики, которых Моше послал в Ханаан, вернулись, они начали рассказывать об увиденном — страшные великаны, укрепленные города. Евреи были в панике, несмотря на то, что Всевышний пообещал им полную и безоговорочную победу. Как можно было сомневаться в силах Творца, который утопил египетскую конницу в море, а до того наказал фараона и его царство десятью казнями?
Раввин Галинский рассказал следующую историю. В годы войны он вместе с группой других евреев попал в один из сибирских лагерей. Поначалу ему светило 25 лет — начальник лагеря, принимая очередную партию заключенных, указал на ворота: «Видите? Вход — для всех, выхода нет». Но через два года р. Галинский и его «подельники» были освобождены.
Приятель раввина был уверен: освобождение — результат проявленного уважения к святым книгам. О чем шла речь? Приятель р. Галинского получил относительно чистую лагерную должность парикмахера. Каждый день у него стриглось и брилось лагерное начальство. Но вот незадача — бумаги для того, чтобы почистить очередное лезвие, не хватало.
Как-то раз зэка-парикмахера вызвали на склад и выдали ему пачку пожелтевших страниц: «Это для протирки». Мужчина побледнел — на бумаге были набраны тексты еврейских священных книг. Вечером он рассказал о произошедшем раввину Галинскому.
Тот ответил: «Прежде всего успокойся. Помнишь историю о пророке Элише, которого хотел арестовать царь Арама? Он послал за ним в город Дотан целое войско. Утром юный слуга Элиши в ужасе указал учителю на полчища, осаждающие город. Но пророк и бровью не повел. Он всего лишь попросил подростка присмотреться — о чудо! напротив полчищ Арама стояли войска ангелов Б-га. Они ослепили солдат, и пророк смог спокойно покинуть осажденный Дотан».
«Теперь я задам тебе вопрос, - продолжил раввин. - Всевышний мог спасти Элишу менее драматическим образом. Зачем надо было посылать ангелов? А затем, чтобы успокоить разволновавшегося слугу. Страх парализует человека и лишает его возможности принимать рациональные решения».
План, который разработали парикмахер и раввин, выглядел следующим образом. Они обратились к знакомому хлеборезу: «Когда ты выдаешь нам паек, крошки падают на пол, а ведь это тоже еда!» Тот удивился: «И что мне делать?» Р. Галинский предложил: «Лагерное начальство каждый день читает газеты, а затем их выбрасывает. Попроси, пусть отдадут их тебе. В газеты ты будешь заворачивать хлеб, чтобы крошки не падали».
Многоходовка сработала. Узники стали получать паек, обернутый газетой, р. Галинский кропотливо собирал газетные листы и отдавал их парикмахеру, а тот уже вытирал ими бритву. Священные книги остались нетронутыми.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.