Темы: Недельная глава, Хукат, Оцарот
«И говорил народ о Моше и Всевышнем(…) и помолился Моше за народ(5:7). Раши пишет, что поведение Моше учит нас важному правилу — если у вас просят прощения, не отказывайте, чтобы не прослыть жестоким человеком. Авраам молился за Авимелеха(см. Берешит 20:17), Иов молился за ближних(Иов 42:10), невзирая на прошлое.
Человек, который отказывается простить другого называется грешником — см. Книгу Шмуэля I, 12:23). Праведный Шмуэль простил еврейскому народу их проступки и вознес за них молитву Творцу.
В Талмуде сказано, что животное, у которого нет кости, живет меньше года. Более того, мудрецы описывают насекомое “бака”, вид комара, который живет всего лишь сутки — рождается, ест, откладывает яйца и сразу умирает. Рав Папа, которому стала известна эта информация, возразил: “Но ведь существует пословица “Комариха семь лет жила без мужа?!”
Рав Папа процитировал легенду о комарихе, которая упрекнула супруга: “Ты увидел толстяка, который вышел из воды, уселся на него, напился вкусной крови, а меня не позвал! Раз ты ешь сам, живи сам!” Фольклор имеет под собой хотя бы символическую фактологическую основу, поэтому как может так случиться, что комары-“бака” живут всего лишь сутки? Ответ заключается в следующем — время относительно. Семь комариных лет короче семи людских лет. «Бака” живет сутки, и 10 часов разлуки с женой воспринимаются им как 7 лет.
Упреки рава Папы не совсем понятны. С чего бы ему цитировать пословицы и сказки? С каких это пор народное творчество должно опровергать или доказывать что либо? Да и сказка, заметим, нелогичная — у комарихи было достаточно пропитания и без того самого толстяка. В конце концов, насекомым нужна капля крови, ну, две, чтобы насытиться…
Дело в том, что рав Папа хотел сказать следующее: наша жизнь длится 70-80 лет. Вместо того, чтобы каждый ее день проводить в работе над собой и помощи ближним, мы занимаемся глупыми спорами и дискуссиями. Поэтому не будем уподобляться комарихе: вас обидели? простите обидчика и не обсуждайте произошедшее. Не тратьте время!
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.