Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В советской школе насаждали неверие. Но чистое детское сердце воспротивилось этому.

«И вышел сын женщины-израильтянки, а он сын египтянина (…) И произнес сын женщины-исраэлит ИМЯ, и хулил, и привели его к Моше.И произнес сын женщины-исраэлит Имя Всевышнего, и хулил, и привели его к Моше» (24:10-11). Раввин Галинский рассказывал: Когда нас освободили из советского лагеря, шла Вторая мировая. Я решил идти на юг — климатические условия там легче, дальше от линии фронта (а тогда никто точно не знал, где именно находятся фашистские войска).

Так я попал в Ташкент. Там обнаружилось немалое количество беженцев, включая евреев. Даже религиозные родители были вынуждены отдать детей в советские школы. В противном случае их могли лишить продуктовых талонов.

Учителя делали все возможное для искоренения веры из сердец малышей. Во время очередного занятия преподаватель потребовал, чтобы дети попросили у Б-га конфет. Разумеется, ничего не произошло. «Видите, — торжествовал педагог, — нет никакого Б-га. А теперь покажите Ему фигу».

В классе воцарилось молчание. Невысокий мальчик поднял руку и обратился к учителю: «Если Б-га нет, зачем показывать фигу тому, которого нет? А если Б-г есть, как же мы осмелимся показать Ему фигу?»

После этого случая нам удалось открыть подпольные хедер и ешиву, где училось немало детей беженцев. Однако то, что понял малыш, не понимал человек, который хулил Творца. Раши объясняет, что есть люди, которые верят в Б-га, но хотят восстать против Него. Таким был, например, царь Иегояким. В Талмуде (Сангедрин 103б) цитируются его слова: «Предки не знали, как разозлить Б-га, а я знаю».

В этом и заключается главная ошибка. Человек — ничто перед Всевышним, песчинка, капля в море. Надо помнить об этом, не переполняясь ощущением собственной значимости. Надо помнить урок, преподанный ташкентским малышом.

Заслуга отца

«И вышел сын женщины-израильтянки…» (24:10). Тора недаром использует глагол «выходить».

Про Моше сказано, что он вышел к своим братьям-евреям и увидел, как они страдают. Моше вырос в доме фараона. Он был приемным сыном, который жил в абсолютном комфорте и достатке. Он вышел из дворца и увидел настоящий мир, полный бедностью и страданием рабов. Моше убил египтянина, который издевался над евреев, бежал, а потом вернулся в качестве лидера всего народа.

Сын женщины-израильтянки, который хулил Творца, тоже вышел. Он вышел из Египта, видел все чудеса, которые сотворил Всевышний, слышал Его голос на горе Синай. И — что? А ничего. Этот человек вышел из стана евреев, вышел из мира благословений в мир проклятий.

Моше жил в доме фараона и не нуждался ни в чем. Б-гохульник был выращен еврейской матерью и тоже ни в чем не нуждался. Но какие разные судьбы!

Комментатор рабби Авраам Азулай задается вопросом: что заставляет человека идти наперекор семейному укладу? По его мнению, решающим является личность отца. Отцом Моше был Амрам, внук Леви, сына праотца Яакова. Неудивительно, что Моше внутренне тянулся к своим единоверцам, к своим корням.

В нашем поколении есть немало ассимилированных евреев, которые забыли или даже не знали о традициях предков. Наша цель — восстановить связь поколений.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.