«Когда кто из вас захочет принести жертву Г-споду» (Ваикра 1:2). Когда Творец дал евреям заповедь о жертвоприношениях, народы мира обратились к колдуну Биламу: «Почему Б-г не дал эту заповедь нам?!» Колдун ответил: «Глупцы, Б-г дал эту заповедь народу, который принял Тору».
Казалось бы, ответ Билама, процитированный в мидраше, звучит странно. У неевреев есть семь заповедей потомков Ноаха. Почему Всевышний не мог расширить этот список, дав им заповедь приносить жертвоприношения?
Чтобы понять это, давайте разберем следующий пример. У человека имеется драгоценный кубок, который он получил по наследству. Этот кубок дорог ему как память, да и как произведение искусства.
Однажды жена по неосторожности разбивает драгоценный предмет. Что бы вы посоветовали сделать в таком случае, чтобы избежать конфликта в семье? Например, женщина может приготовить блюдо, которое муж любит, а во время еды ненавязчиво рассказать о произошедшем. Сытый и довольный супруг ее простит.
А теперь представим, что жена отдала бокал на хранение совершенно чужому человеку, и тот его разбил. В этом случае чужаку не поможет даже приглашение хозяина кубка в самый дорогой ресторан. За разбитую вещь придется уплатить полную ее стоимость.
Именно это и имеет в виду процитированный выше мидраш. Получение Торы — это заключение союза со Всевышним. Какими бы тяжелыми не были проступки народа Израиля, Творец по-прежнему дает евреям возможность умиротворить Себя благодаря жертвоприношениям. Однако другие народы, которые не приняли на себя обязанности Торы, лишены этой возможности. Им придется платить полную стоимость.
Пытливый читатель спросит — ну, хорошо, а почему же евреи так страдали на протяжении всей своей истории? Где же тут любовь отца к сыновьям?
Вот притча, которая приведена в книге «Аругат а-босем». У человека в шкафу висели два костюма, один будничный, а другой — праздничный, который был предназначен для субботы и торжественных дат. Об обычном костюме владелец не особенно заботился, а вот роскошный костюм постоянно стирал, сдувал с него пылинки, относил в химчистку. Как-то раз будничный костюм сказал соседу: «Смотри, как хозяин хорошо относится ко мне и плохо — к тебе! Меня он надевает, снимает и вешает в шкаф, а тебя подвергает сущим пыткам и избиениям».
Второй костюм ответил: «Ты неправ. Хозяин любит и ценит меня, а потому очищает от пыли и грязи. А вот тебя он не трогает, потому что ему совершенно не важно, как ты выглядишь».
Смысл этой притчи понятен. Поэтому в книге пророка Амоса сказано: «Только вас признал Я изо всех семейств земли, поэтому и взыщу Я с вас за все грехи ваши».
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.