Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ковчег и херувимы не были предметами украшения. Процесс изготовления храмовой утвари указывает на приоритеты в повседневной жизни.

«И сделай двух керувов из золота, чеканной работы сделаешь их на обоих концах крышки» (Трума 25:18). Рамбам пишет, что глубоко под землей, на месте, где раньше находилась Святая святых, спрятан золотой Ковчег Завета. В нем находятся скрижали, которые Моше получил на горе Синай. Более двух с половиной тысяч лет, со времени правления царя Йошиягу, ковчег надежно упрятан от людских глаз. С Б-жьей помощью, когда придет Машиах, ковчег и скрижали будут опять помещены в Святая святых.

В трактате «Сукка» описывается строение ковчега. Его крышка (капорет) сделана из чистого серебра. Толщина крышки — около 10 см. На ней расположены фигуры двух херувимов с лицами подростков. Высота каждого херувима, включая крылья, составляет метр. Все детали ковчега пронизаны глубоким смыслом. Сам ковчег символизирует мудреца, который хранит Тору в своем сердце. Херувимы — это юные ученики мудреца (Хагига 13б).

Согласно заповеди, херувимы и капорет должны быть связаны воедино, представляя собой цельный объект. В чем смысл такого требования? Разве не легче и не логичнее было бы изготовить крышку ковчега, а затем приварить к ней золотых херувимов?

Маараль из Праги дает следующее объяснение. Капорет — это не просто крышка, выполняющая технические функции. Капорет и херувимы представляют собой отдельно взятый элемент ковчега, как и сами скрижали.

Чтобы понять это объяснение, вернемся к вышеприведенной аналогии. Ковчег Завета — это мудрец, раввин, глава ешивы. Он живет Торой и владеет заложенной в ней информацией. Херувимы же символизируют ешиботников, которые должны поддерживать неразрывную связь с Торой.

Ешива не должна восприниматься как переходное звено между детской и взрослой жизнью. После создания семьи еврей должен продолжать учить Тору, а в идеале — еще и преподавать ее другим, стать инспектором ешивы, раввином, религиозным судьей, привлекать нерелигиозных людей к религии.

Поэтому в Талмуде отмечают, что крылья херувимов не были вознесены к небу. Они находились над их головами, символизируя жизнь в ореоле Торы. Еврей и Тора — это единое целое, ценность которого выше чистого золота.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

31 мая, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.