«И сделай двух керувов из золота, чеканной работы сделаешь их на обоих концах крышки» (Трума 25:18). Рамбам пишет, что глубоко под землей, на месте, где раньше находилась Святая святых, спрятан золотой Ковчег Завета. В нем находятся скрижали, которые Моше получил на горе Синай. Более двух с половиной тысяч лет, со времени правления царя Йошиягу, ковчег надежно упрятан от людских глаз. С Б-жьей помощью, когда придет Машиах, ковчег и скрижали будут опять помещены в Святая святых.
В трактате «Сукка» описывается строение ковчега. Его крышка (капорет) сделана из чистого серебра. Толщина крышки — около 10 см. На ней расположены фигуры двух херувимов с лицами подростков. Высота каждого херувима, включая крылья, составляет метр. Все детали ковчега пронизаны глубоким смыслом. Сам ковчег символизирует мудреца, который хранит Тору в своем сердце. Херувимы — это юные ученики мудреца (Хагига 13б).
Согласно заповеди, херувимы и капорет должны быть связаны воедино, представляя собой цельный объект. В чем смысл такого требования? Разве не легче и не логичнее было бы изготовить крышку ковчега, а затем приварить к ней золотых херувимов?
Маараль из Праги дает следующее объяснение. Капорет — это не просто крышка, выполняющая технические функции. Капорет и херувимы представляют собой отдельно взятый элемент ковчега, как и сами скрижали.
Чтобы понять это объяснение, вернемся к вышеприведенной аналогии. Ковчег Завета — это мудрец, раввин, глава ешивы. Он живет Торой и владеет заложенной в ней информацией. Херувимы же символизируют ешиботников, которые должны поддерживать неразрывную связь с Торой.
Ешива не должна восприниматься как переходное звено между детской и взрослой жизнью. После создания семьи еврей должен продолжать учить Тору, а в идеале — еще и преподавать ее другим, стать инспектором ешивы, раввином, религиозным судьей, привлекать нерелигиозных людей к религии.
Поэтому в Талмуде отмечают, что крылья херувимов не были вознесены к небу. Они находились над их головами, символизируя жизнь в ореоле Торы. Еврей и Тора — это единое целое, ценность которого выше чистого золота.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.