«И сошла дочь фараона к реке мыться; а прислужницы ее ходили по берегу реки. И увидела она корзинку среди тростника, и послала рабыню свою, и та взяла ее» (Шмот 2:5). Когда нерелигиозных людей приглашают на уроки Торы или на семинары, посвященные иудаизму, многие говорят: нет, это не для меня, память не та, возраст не тот… А ведь достаточно приблизиться к еврейскому образу жизни на самую малость, чтобы произошло чудо сближения!
Дочь фараона спустилась к Нилу. Она заприметила корзинку, раскачивающуюся вдали, и услышала негромкий плач ребенка. Слово «ама» можно перевести двояко — как «рабыня» и как «рука». Талмуд объясняет, что принцесса протянула к недосягаемой корзине руку, и та чудесным образом удлинилась (трактат «Сота» 12б). Девушка приложила необходимое усилие, а Б-г совершил чудо.
Дочь египетского владыки не задавалась вопросом, удастся ли ей поймать странную корзинку. Она сделала всё, что могла. Усилия девушки были вознаграждены — в книге «Зоар» сказано, что в раю ее ежедневно посещает Моше рабейну.
Несколько лет рабби Хаим-Йосеф-Давид Азулай, известный как Хида (по первым буквам имени) жил во Франции. Как-то раз он шел по берегу Сены, в которой купались парижане. Внезапно раздался крик — оказалось, что малолетний сын одной из женщин заплыл слишком далеко и начал тонуть.
Хида в ту же секунду бросился в воду. Несмотря на сильное течение, ему удалось вытащить ребенка. Выяснилось, что это сын одного из парижских аристократов, приближенных к королю. Благодарная мать со слезами на глазах обратилась к раввину: «Вы — чужеземец. Почему вы стали рисковать жизнью ради моего сына?» «У всех нас есть один Отец Небесный, — ответил Хида, — и все мы созданы по Его образу и подобию». Женщина попросила, чтобы раввин благословил ребенка. Она предложила Хиде солидное вознаграждение, но он отказался. Вместо этого храбрый раввин попросил разрешения посетить королевскую библиотеку, где хранились редкие еврейские манускрипты, ведь сказано: «Тора Твоя дороже золота и серебра» (Теиллим 119:66).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.