«Ныне, да усмотрит фараон мужа рассудительного и мудрого и поставит его над землею Египетской. Да содеет фараон, и назначит он распорядителей над землею, и снабдит он землю Египта за семь лет сытости» (Микец 41:33—34). Рабби Хаим бен-Атар задает логичный вопрос: фараон потребовал, чтобы Йосеф всего-навсего растолковал ему сон. Почему молодой экс-арестант начинает давать советы могущественному владыке?
Попытаемся ответить при помощи следующей истории. После Шестидневной войны в Израиле царила эйфория. Иерусалим был освобожден, пещера Махпела и гробница Рахели стали принадлежать евреям, доступ к Стене Плача стал открытым. Раввина Галинского пригласили на один из торжественных вечеров, посвященных победе.
Р. Галинский вышел на сцену и обратился к аудитории: «Раз уж у меня в руках микрофон, я расскажу, как в Познани уволили кантора» Зрители удивленно посмотрели на оратора. Раввин продолжил: Раввином города в те дни был гаон р. Акива Эйгер. Он обнаружил, что местный кантор не особенно тщательно соблюдает заповеди. Поэтому старый кантор был смещен, и его место занял новый, праведный религиозный человек.
Старый кантор отправился прямиком к губернатору, чтобы пожаловаться на «раввина-фанатика». Губернатор, выслушав претензии, приказал вызвать к нему р. Эйгера. «Что вы, ваше превосходительство, — пожал плечами раввин. — Я всего лишь повысил кантора в должности. Все годы он трубил в шофар в Рош а-Шана. Теперь же он будет трубить на исходе Йом-Кипура, после молитвы “Неила”. Вы же знаете, что Йом-Кипур — это самый святой день у евреев?» Обескураженный губернатор кивнул и потребовал пред свои светлые очи кантора-жалобщика.
«Обманщик, почему ты не сказал, что раввин тебя не увольнял, а наоборот, повысил в должности?!» — напустился он на визитера. Тот покраснел: ну как объяснить несведущему в иудаизме человеку, что трубить в шофар во время Рош а-Шана — это заповедь Торы, тогда как звук шофара после «Неилы» является всего лишь ни к чему не обязывающим обычаем (и поэтому р. Эйгеру было абсолютно всё равно, кто будет выполнять эту функцию)?
«…Видите ли, ваше превосходительство, — начал бывший кантор, — в Рош а-Шана трубят сто раз, а на исходе Йом-Кипура — всего один…» Губернатор рассвирепел: «У тебя в руках шофар — труби сколько хочешь и голову мне не морочь! Катись отсюда!»
Раввин Галинский улыбнулся, а зрители зааплодировали. Оратор продолжил: Позвольте еще одну историю. Раввин Хаим-Озер Гродзенский как-то раз собрал богачей для того, чтобы они помогли открыть больницу для местных евреев. Внезапно в двери постучали. На пороге стоял ешиботник, который хотел задать вопрос р. Хаиму-Озеру.
К удивлению толстосумов, раввин повернулся к студенту ешивы и минут пять вежливо с ним беседовал. «Ребе, чем он лучше нас?» — возмутились богачи после ухода посетителя.
Р. Гродзенский посерьезнел: «Этот юноша и его друзья ответственны за здоровье членов общины!»
Меценаты удивились: «Этот парень тоже даст деньги на строительство еврейской больницы?» — «Нет, — пояснил раввин, — он и его соученики благодаря изучению Торы отводят от евреев львиную долю болезней и бед».
Аудитория зааплодировала. «Теперь перейдем к нашей теме, — сообщил р. Галинский. — Еще месяц тому назад Израиль готовился к страшной и кровавой войне. В Тель-Авиве на бульваре Ротшильда планировалось создать кладбище для массовых захоронений. Но не прошло и нескольких дней, как вражеские самолеты были уничтожены, опасность миновала, а еврейские солдаты вошли в Старый город Иерусалима. Я не пренебрегаю ни умом военачальников, ни потенциалом врачей, ни деньгами меценатов. Но стоит помнить, что успехи нашего народа всецело зависят от изучения Торы в ешивах».
Йосеф мог промолчать, ограничившись трактовкой сна. Но он понял, что Всевышний не просто так устроил ему встречу с фараоном.
Всякий, у кого в руках оказался микрофон, в прямом или переносном смысле, должен использовать предоставившийся шанс, чтобы повлиять на аудиторию.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.