«И сказал Йегуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем его кровь?» (Ваешев 37:26) Скоро Ханука, дни света. Наши мудрецы сравнивали греческое царство с темнотой (Берешит раба 2:4). Во время праздника мы прогоняем эту духовную тьму при помощи свечей.
Давайте на минуту задумаемся: что же такое свет Хануки, и что представляет собой тьма греческого царства? Свет — это Тора, как сказано: «Ибо заповедь — свеча, а Тора — свет». В Талмуде приводится следующая история: когда рабби Йоханан Бен-Закай заболел, его пришли проведать ученики. Попутно они попросили у своего учителя благословение.
Рабби Йоханан ответил им: «Да будет воля Творца на то, чтобы вы ощущали боязнь Небес так же, как и боязнь людей». Ученики удивились: казалось бы, Творца надо бояться больше, чем людей! Р. Йоханан пояснил: когда человек планирует сделать что-либо нехорошее, он озирается, желая быть невидимым окружающими. Поэтому дай Б-г, чтобы мы боялись Его, как боимся других людей…
В «просвещенном» мире такое поведение давно стало нормой. Когда царь Цидкиягу увидел, как Навуходоносор поедает мясо живых кроликов, тот первым делом потребовал не рассказывать об увиденном другим. Когда одного известного профессора философии обвинили в аморальном поведении, которое противоречило проповедуемым им принципам, тот и глазом не моргнул: «Разве преподаватель геометрии должен быть треугольником, а преподаватель биологии — бактерией?»
Евреи должны вести себя по-другому. Про рабби Эльханана Вассермана, да отомстит Всевышний за его кровь, рассказывали, что он учил Тору 18 часов в сутки, а затем ровно три минуты он уделял просмотру газетных заголовков. Его ученики обратили внимание, что р. Вассерман в открытую кладет газету на стол рядом с Талмудом и пробегает по страницам.
«Уважаемый раввин, почему вы это делаете у всех на глазах?» — спросили они. Р. Эльханан Вассерман ответил: «Чтобы показать, что то, что разрешено, разрешено и на глазах у всех, а то, что запрещено, запрещено и в самой дальней комнате».
Ребе из Гура, автор книги «Имрей-эмет», отмечал, что братья хотели лишить Йосефа духовного наследия праотцов, точно так же, как были его лишены Эсав и Ишмаэль. Но Иегуда воспротивился: «Что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем его кровь?» Изначально не может быть пользы у действия, которое производится тайно!
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.