«И побежите, когда никто за вами не гонится» (26:17). Есть занимательная история, которая передается из поколения в поколение. Это рассказ о мудрости нашего учителя рабейну Моше бен Маймона (Рамбама) имеет прямое отношение к нашей недельной главе, а может быть и к нам…
Как известно, Рамбам был личным врачом египетского султана, министры которого завидовали Рамбаму и уговаривали султана избавиться от него, заменив врачом-мусульманином по имени Камон. Они убеждали, что профессиональные качества последнего не хуже, чем к Рамбама. Послушался их султан, вызвал обоих врачей и устроил проверку. Каждый попробует отравить другого, а кто выживет — будет личным врачом султана. Оба должны предстать перед султаном, выпить яд, который приготовил коллега, а потом может выпить противоядие, которое приготовил сам.
Оба были знаменитыми врачами и прекрасно разбирались в лекарствах, ядах и противоядиях. Мусульманин пошел домой и всю неделю готовил сильнейший быстродействующий яд. А Рамбам надеялся на Творца и решил оставаться верным своей миссии — лечить людей, а не убивать.
Настал решающий день. Оба предстали перед султаном. Мусульманин протянул страшный яд Рамбаму, он принял его и тут же выпил противоядие. И остался жив.
Теперь Рамбам протянул Камону кусочек еды. Тот съел и сразу выпил свое противоядие. Но странно: не почувствовал никакой слабости или дрожи, которые обычно появляются из-за яда. Как будто вообще не принял яда — как, собственно, и было.
И тогда в нем пробудилось сомнение, которое постоянно усиливалось и превратилось в страшное беспокойство: может быть, Рамбам дал яд, который подействует только, когда противоядие уже потеряет силу? Или это яд, который действует только после приема определенного вида пищи? Например, белков? И он перестал есть мясо. А может, углеводов? И перестал есть хлеб. В конце концов, дошел до того, что стал пить только парное молоко.
Через неделю Рамбам встретил Камона. Тот был ужасно бледный и худой. Рамбам спросил: «Скажи, как ты себя чувствуешь от парного молока?»
Услышав это, Камон побелел как полотно, его хватил удар и он умер.
Сказал султан: «Вот, теперь я понял, что ты — самый великий врач. Ты смог изобрести яд, который действует только через неделю»!
Ответил ему Рамбам: «Ваше величество, я никогда никого не убивал. Не я его убил — а он сам себя убил. Его воображение убило его».
Но это и есть одно из страшных предупреждений, которые приводятся в нашей недельной главе. Если евреи не будут соблюдать Тору — «вы будете бежать, хотя никто за вами не гонится… и будет преследовать вас звук падающего листа, и будете спасаться, как от меча, и упадете — и нет преследователя…» Это беспочвенный страх, всего лишь падающий листок, почему же они упали? Из-за страха…
Если мы оглянемся вокруг и поразмыслим, мы поймем, насколько глубоко это проклятие проникло в современный образ жизни, в нашу жизнь. Люди бегут, спешат, убегают. У них нет свободного времени для себя, для семьи, для отдыха, для того, чтобы расслабиться. Нет времени спокойно поесть, сосредоточенно помолиться, послушать урок Торы, почитать книгу. Все делается в спешке, на бегу, на нервах. Что такое, что случилось, кто за вами гонится?!
Давайте освободимся от этого проклятия, по крайней мере, установим ему определенные границы. Выделим себе час в день. Час для изучения Торы, час для семьи, час, чтобы расслабиться.
Напуганный нацист
В каждом явлении можно распознать отпечаток пальцев Высшего промысла. Если человек всмотрится в окружающий его мир, то на каждом шагу ощутимо различит управление Всевышнего, благословен Он. Однако иногда Провидение само открывается людям, как бы говоря: «Смотрите — вот Я — здесь, рядом с вами».
Это случается, даже когда человек окружен многими несчастиями, упаси Б-г, и ему кажется, будто «его забыли». И тогда Всевышний все же находит способ проявить себя страдальцу и говорит: «Посмотри же хорошенько, как Я охраняю тебя».
Даже в самые мрачные годы Катастрофы, когда «извне губил меч, а в домах — ужас», а детей Авраама, Ицхака и Яакова вместе с праведниками и мудрецами убивали, и они погибали, освящая Имя Всевышнего, даже тогда Он нередко проявлял Себя, доказывая всем, что хранит Свой народ.
История эта произошла в 1943 году, в разгар фашисткой оккупации Европы. Уже более трех лет Франция находилась под властью нацистов, а большая синагога Лиона продолжала действовать, и миньяны собирались в ней как обычно.
Однажды в канун субботы (10.12.1943) вишистская полиция Лиона решила, что пора покончить с молитвами евреев на месте и разрушить синагогу.
Рав синагоги, который чудом уцелел во время войны, рассказывал, что во время встречи субботы в синагогу тайно проник полицай из «ударных отрядов» и встал около входа. В руках он держал три ручных гранаты, и был готов метнуть их в молящихся евреев и тотчас выбежать из синагоги.
Нацистский солдат открыл дверь и незаметно вошел. Через несколько секунд он снял предохранители и уже собирался бросить гранаты.
Однако то, что предстало перед его глазами в эту минуту, так ошеломило его, что он застыл на месте с широко раскрытыми глазами, а гранаты вывалились из его рук, и он удрал, спасая свою шкуру. И хотя осколками гранат были ранены несколько молящихся, но благодарение Б-гу, никто не погиб.
Что же заставило нациста застыть на месте? В ту минуту, когда он собрался бросить гранаты в своих жертв, вдруг вся община — как один человек — повернулась и посмотрела на него…
Ему показалось, что все молящиеся разом получили знак свыше, что кто-то замыслил против них зло, и они решили учинить над ним суд.
Он не мог понять, кто открыл им эту тайну, ведь он вошел в синагогу тихо, никем не замеченный, как же случилось, что все без исключения повернулись в его сторону?!
Полицай был уверен, что сейчас все бросятся на него и непременно убьют, и убежал.
А что же на самом деле произошло в синагоге в ту минуту? Знали ли евреи, что замышляет злодей? Нет, конечно.
Просто нацист вошел в синагогу в тот момент, когда община завершала пение субботнего гимна «Леха доди»: «Приди же с миром, суббота, — царский венец мужа своего», а по обычаю всех еврейских общин с этими словами молящиеся поворачиваются к входу синагоги, чтобы приветствовать субботу радостью и ликованием.
Из этого мы учим, что даже когда ужасные бедствия охватывают нас и, кажется, все пропало, мы должны всем сердцем надеяться, что Творец вызволит нас из любой беды и несчастья, спасет от любого бедствия и болезни. И если продолжаем верить в Него и возлагаем на Него наши надежды, то удостоимся увидеть чудеса и утешения.
Ведь только Он знает сроки и времена, только Он управляет всеми событиями в мире, только Он может сделать так, что проклятый злодей войдет в синагогу именно в то мгновение, когда община приветствует субботу…
И только Всевышний великой силой Своей и мощью может так повернуть ход событий, что они приведут к нашему спасению.
Нет счастливее того, кто живет, уповая на Всевышнего. Все дни жизни его на земле пройдут в счастье, покое и безмятежности.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.