Выход из рабства стал для евреев радостным событием. Но веселью не суждено было длиться вечно: «И пришел Амалек» (Бешалах 17:8) Представители народа — ненавистника евреев атаковали колонны освобожденных рабов.
Амалекитяне жили в далеком Негеве. Евреи даже не пытались конфликтовать с ними, поскольку Амалек являлся потомком Эсава. Что же заставило представителей этого народа избрать народ Израиля в качестве своей главной мишени?
Мидраш «Эстер раба» приоткрывает завесу над этой печальной историей. После выхода евреев из Египта Амалек обратился за советом к колдуну Биламу, мудрому, но безнравственному человеку. Амалека интересовало, что делать с народом Израиля, который, по его мнению, на доброту и гостеприимство египтян ответил черной неблагодарностью.
Амалек не скупился на драматизм. Он сказал примерно следующее: «Египтяне приняли этот народ с распростертыми объятиями, кормили их плодами своей земли, но что потом?! Потом евреи одолжили у египтян деньги и золото, а затем бежали из страны А когда несчастные аборигены потребовали вернуть им свое имущество, евреи начали колдовать и утопили их в море!» Вердикт, который вынес Билам, был однозначен: выйди на войну против зарвавшихся наглецов.
Амалек — мастер по искажению действительности. Ограбленных рабов он представляет грабителями, а садистов-надсмотрщиков — гостеприимными хозяевами. Он готов «окончательно решить еврейский вопрос».
С тех пор ничего не изменилось. Нас называют эксплуататорами, язвой на теле человечества, преступниками и расхитителями. Защитой от подобных абсурдных обвинений должна служить наша вера. А залогом победы являются действия духовных лидеров. Как сказано: «И когда Моше поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалек. Но руки Моше отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Хур поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Йегошуа Амалека и народ его острием меча. И сказал Г-сподь Моше: запиши это для памяти в книгу и внуши Йегошуа, что Я бесследно сотру память Амалека из поднебесья».
Читайте: обзор по теме Амалек
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?