Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В недельной главе сказано: «А люди Сдома злы и грешны перед Г-сподом очень». Что призвано передать слово «очень»?

В трактате «Пиркей авот» приведен совет одного из таннаев: «Очень, очень будь принижен духом». Рав Ассад объясняет, что это повторение касается двух ситуаций — когда человек гордится тем, как он изучает Тору, и когда человек гордится объемом своих материальных пожертвований.

В цитате из «Пиркей авот» первое «очень» на иврите можно трактовать как аббревиатуру слов фразы «Справа от него — пламя закона», приведенной в книге «Дварим» (Дварим 33:2). Под пламенем закона подразумевается наша святая Тора.

Второе же слово «очень» — аббревиатура слов «Понимающий обездоленного» (Теиллим 41:2). Речь там идет о человеке, выполняющем заповедь о пожертвовании.

Поэтому мишна в «Пиркей авот» учит нас быть очень, очень приниженными духом. Даже если существуют, как минимум, две причины гордиться собой.

Вернемся к жителям Сдома. Почему Тора называет их не просто грешными, а очень грешными? Именно потому, что слово «очень», меод на иврите, передает сущность их грехов перед Творцом. В книге «Дварим» (Дварим 6:5) сказано: «И возлюби Г-спода Б-га твоего бе-холь меодеха, всем имуществом твоим». Согласно комментарию Раши, под имуществом подразумеваются деньги. Жители Сдома не делали пожертвований, и поэтому Тора упоминает их как очень грешных перед Г-сподом.

Секрет огласовок

В главе «Лех леха» сказано: «И вышли, чтобы идти в землю Кнаан (Ханаан), и пришли в землю Кнаан» (Лех леха 12:5). Почему в первый раз под буквой «аин» в названии земли «Кнаан» стоит огласовка «патах», а во второй — «камац»?

Рабби Гершон Штерн, автор книги «А-ялкут а-Гершони» объясняет, что Творец сказал Аврааму, чтобы он направился в землю Кнаан, где ему будет лучше, чем в любом другом месте мира. Авраам попадает в Кнаан и ищет обещанное изобилие при входе (пэтах), но находит бедность и голод (на иврите корень кмц обозначает скудность). Как сказано, «И был голод в земле». Б-г сделал это, чтобы подвергнуть Авраама одному из самых больших испытаний.

Параллельно с испытанием, которые выпало на долю нашего праотца, Всевышний чудесным образом спас его жизнь. В те дни велась война, и тяжелые бои проходили между жителями Кнаана и сыновьями Шема. Любой чужак, попадающий в район военных действий, вызовет подозрения: а вдруг это вражеский шпион? А не поставить ли его к стенке, так, на всякий случай?

По мнению р. РИЦБА, слова «А кнаанеи тогда властвовали в земле», свидетельствовуют о чуде, которое случилось с Авраамом. Он не только прошел через районы боев и лагеря воюющих сторон, но и, как написано в Торе, «прошел Авраам по земле» — наш праотец прошел по всей территории Кнаана.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

31 мая, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.