«Жертву Мне приносите в свое время» (Пинхас, 27:18)
В нашей главе мы читаем о жертвоприношениях — жертве «тамид», приносимой ежедневно, и дополнительных жертвах субботы и праздников со всеми подробностями. Это подходящая возможность вспомнить о важности молитв (Трактат Брахот, 6), возносимых вместо жертвоприношений (Трактат Брахот, 26). Как толковали мудрецы, благословенна память праведников: «И принесем быков уст наших » (Ошеа, 14:3). Кто принесет тех быков, которых мы прежде приносили? Наши уста, в молитве мы молимся перед Тобой (Псикта Де рав Каана, 24:19).
Приведем поучительный рассказ на эту тему. У святого гаона, автора книги «Оев Исраэль» из Афты, благословенна память праведника, был колель с аврехами, большими знатоками Торы, и он снабжал их всем. Раби Цви был одним из лучших учащихся.
Однажды в молитве «Амида» он дошел до места, где просят о заработке — слов, которые написал святой Арии, да защитят нас его заслуги. Эти слова говорят в благословении «услышь голос наш». Обычно он произносил их каждый день, но вдруг у него появилась мысль: эта просьба установлена, конечно, для торговцев и ремесленников, надеющихся на покупателей и обращающихся с просьбой об успехе в торговле. Мой доход отмерен мне моим раби, для чего же мне просить заработок.
Через несколько дней, в канун нового месяца, открыл раби дверь своей комнаты. Учащиеся подошли к нему, и каждый получил от него деньги. Вдруг кончились у него деньги, и случилось это в тот момент, когда подошла очередь раби Цви.
Пошел раби в свою комнату и вернулся в деньгами, которые начал распределять с авреха, стоящего после раби Цви.
Раби Цви поразился, как будто праведник дал ему пощечину. А раби закончил раздавать деньги и пошел в свою комнату. Раби Цви препоясался силой и спросил: «Пусть простит мне раби, я не получил своей доли»…Посмотрел на него раби пронзительным взглядом и сказал «Войди ко мне, пожалуйста!»
Все были поражены. Они знали раби Цви как богобоязненного авреха, с хорошими качествам, усердно и глубоко изучающим Тору. Какой ущерб нашел в нем раби, решив отдалить его?
Больше всех был смущен сам раби Цви. Что увидел раби своим духом святости, почему устыдил его при всех?!
«Сядь, пожалуйста», — сказал раби и посмотрел на него с любовью.
Раби Цви насторожился. Прежде оскорбительное игнорирование, а сейчас любовь и приближение.
«Я позвал тебя, чтобы ты объяснил мне кое-что, — сказал раби. — До сих пор никогда не случалось, чтобы деньги, которые я раздаю, кончались. Сегодня это в первый раз. И никогда не случалось, чтобы я забыл кого-то из учеников — да еще одного из лучших. Может быть, ты можешь объяснить мне, что случилось?»
Что случилось? Он не знает, что случилось!
«Подумай, пожалуйста, — подталкивал его голос раби. — Что могло перекрыть тебе канал заработка».
И тогда он вспомнил свою мысль, пришедшую во время «Амиды», что просьба о заработке предназначена не для него, так как он уверен, что получит его… (Мааян ашавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.