«Эсав… и четыреста человек с ним» (Ваишлах, 32:7)
Каждая глава в Торе написана для того, чтобы извлечь из нее урок. Как и глава встречи Яакова и Эсава. Рассказывает Мидраш (Берешит раба, 78:15), что Раби (Иеуда а-Наси), изучал эту главу перед встречей с римскими властями. Но есть в этой главе указание каждому человеку, любого времени: когда человек находится в синагоге или в доме учения, его ступень «Яаков человек цельный, сидящий в шатрах». Находится человек дома, в своей семье, занимается воспитанием детей духе наследия отцов, он — как праотец Яаков и его дом. Но когда человек выходит на улицу, даже для заработка или других дел — ой, здесь его поджидает встреча с Эсавом. С уличной культурой, с атмосферой «человек поля», с нескромностью и скотством. Пролом оград, разнузданность. «Эсав и четыреста человек с ним». Четыреста посланцев, как осьминог с многочисленными щупальцами: нескромность уличных афиш, распущенность в одежде, поведении, выражениях, слышащихся как комбинированная атака со всех сторон. Не говоря уже о фотографиях и надписях в газетах, мгновенно опускающих к самому низкому общему знаменателю, стремящихся возбудить самое низкое животное начало в погоне за дешевой сенсацией и пляске на крови. Не говоря уже о передовых средствах массовой информации и растлевающих душу кабельных каналах, разрушающих в ней все лучшее. «Одно против другого создал Б-г» (Коэлет, 7:14). И насколько увеличивается свет в залах Торы, в ешивах и колелях, насколько умножается чистота душ, настолько увеличивается тьма на улицах города. «Эсав и четыреста человек с ним»
В таком случае, что делать? Как противостоять этому, как подготовиться к встрече? Это не проблема, нужно изучить нашу главу и извлечь из нее урок. Как противостоял Яаков? Он подготовился тремя способами: подарком, молитвой и войной. И самое выделяющееся средство — это подкуп. Попытка помириться, понравиться, поклониться семь раз, до объятий и поцелуев — когда Эсав пытался вонзить свои зубы в шею Яакова…
В самом деле, таким образом надо выйти на улицу с ее грязной атмосферой растленности? С примирением и сближением?
Сердце отказывается принять это, но разве не так написано в Торе.
Однако осторожно: в этом случае сердце право! Но ведь пишет Тора? Действительно, написано, но нужно понимать написанное.
Приведем рассказ из святой книги «Зоар» (Конец главы «Микец»). Раби Хия и раби Йоси шли по дороге. Увидели они человека, закутанного в талит и подпоясанного мечом. Сказал раби Хия: «Кто этот человек, праведник или разбойник?»
Сказал ему раби Йоси: Ведь заповедано нам судить в сторону оправдания. Учили мы, что человек, вышедший в путь, должен быть готов к подарку, войне и молитве. Этот человек идет по дороге, талит у него для молитвы, а меч для войны. И поскольку есть у него две вещи из трех, не нужно проверять его в отношении подарка.
Когда он подошел к ним, они приветствовали его, но он не ответил.
Сказал раби Хия: «Ты видишь, нет у него денег для подарка, так как не отвечает на приветствие».
Начали раби Хия и раби Йоси говорить слова Торы. Когда увидел тот человек, что они занимаются Торой, обратил к ним свое лицо и ответил на их приветствие. Сказал он им: «Когда я вам не ответил вначале, в чем вы меня заподозрили?»
Сказал ему раби Йоси: «подумали. Что ты молишься или размышляешь о словах Торы».
Сказал он ему: «Святой, благословен Он, да судит вас в сторону оправдания, как вы судили меня. Но на самом деле однажды я шел по дороге, и приветствовал меня один человек, и я ответил ему и подружился с ним, но вдруг он напал на меня, чтобы убить и забрать мое имущество, так как был разбойником. И если бы я не был сильнее его, одолел бы меня. С того дня я дал зарок, что буду приветствовать только праведника, занимающегося Торой. Как написано: “Нет мира, — сказал мой Б-г — злодеям”.» (Ишайя, 57:21).
Читаем мы это и удивляемся: как это увязывается с поведением нашего праотца Яакова, мир ему, который предварил встречу подарком? Но если вдуматься, нет здесь никакого противоречия: Эсав шел убить его, и нужно было успокоить его гнев и злобу подарком. Невозможно было игнорировать его существование разорвать с ним связь. Но тот человек шел по дороге и опасался разбойников, нападающих на путников. В таком случае надо препоясаться оружием и вооружиться молитвой. Но не подарком, халила вэ хас. Никакого приветствия, никаких дружеских контактов.
Как эти слова наставляют и направляют нас. (Мааян ашавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.