«И будет, если ты будешь слушать голос Г-спода Б-га твоего» (Ки таво, 28:1)
Рассказывал Хафец Хаим: в Воложине был ученик, у которого была привычка повторять Гмару, однако его понимание было поверхностным и слабым. Кроме того, он не мог понять глубину алахи, и даже ошибался в толковании слов. Но когда требовалось указать, где в Гмаре расположена та или иная тема, мог сразу указать на ее источник. Иногда он цитировал саму статью, и это вызывало улыбку.
Однажды сидел гаон, светоч изгнания, раби Хаим из Воложина, благословенна память праведника, и учился со своим учеником. В это время вошел тот человек в дом учения, и гаон встал перед ним в полный рост. Удивился его ученик. Сказал гаон: «Смотри, есть Талмуд амстердамского издания, откорректированный и изданный без ошибок. Мы стараемся учиться по нему. Но неужели из-за этого Талмуд издания Сдилькова, в котором есть много ошибок, не Талмуд?!»… Так и тот еврей, действительно, его вариант полон ошибок, и, несмотря на это, он знает Талмуд.
И слышал я от одного гаона чудесную притчу на эту тему. История об одном богатом человеке, находившемся в дороге в холодный и снежный день. Он промерз до костей. Наступила ночь, и он приехал в гостиницу. Дрожа от холода, попросил богач горячего чая. Сказали ему: «Поздняя ночь на дворе, и титан остыл» Сказал он: «Может быть, есть какая-нибудь еда?» Ответили ему: «Есть картошка в углях печки» Обрадовался он и попросил, чтобы принесли ему. Принесли ему горячую картошку. Попробовал он и сказал: «Если бы вы принесли соль и масло, это было бы чудесное лакомство». Принесли ему соль и масло, и он ожил. Помолился он, переночевал и хорошо заплатил.
Продолжил он свой пути, а на обратном пути снова заехал в ту же гостиницу. Опять это была снежная и морозная ночь. Хозяин гостиницы помнил его прежний приезд, и поставил перед ним соль и масло.
Спросил богач: «Что это?»
«Сказал хозяин: “В этот раз не осталось картошки. Но я помню, что ты просил соль и масло, и вот, они перед тобой”.»
Засмеялся богач и сказал: «Когда есть картошка, можно улучшить ее вкус, добавив соль и масло. Но что пользы от них самих по себе?!»…
В будущем прольет Ашем дух Свой на всякую плоть (Йоель, 3:1), и земля наполнится знанием Ашема (Ишая, 11:9), и от малых до больших умудрятся (Ирмияу, 31:34). А если так, то тот, кто выучил трактат Талмуда, а тем более весь Талмуд — даже если наш разум очень беден, чтобы сейчас понять глубину законов Торы, в будущем каждый поймет их глубину. Как в том примере: если есть блюдо, можно улучшить его вкус. Но если кто-то поленился и не постарался постигать Тору, что пользы будет ему от того, что умножится мудрость в этом мире.
В том же духе толкует Мидраш Танхума пасук: «И если вы будете слушая, слушать», если вы будете слушать в этом мире, то услышите в будущем из уст Святого, благословен Он. Сказал раби Йона от имени раби Леви, от имени раби Аба, что не должно бы дать Тору Исраэлю в этом мире. Почему? Потому что в будущем будут изучать Тору из уст Святого, благословен Он. Но почему же она дана в этом мире? Когда придет Святой, благословен Он, учить их в мире будущем, все будут знать, какой главой они занимаются. Поэтому «если вы будете слушая» в этом мире, а «слушать» — в будущем мире из уст Святого, благословен Он. (Хафец Хаим а-хадаш, Шем олам)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.