«Если вождь согрешит» (Ваикра, 4:22)
Писал рав, автор книги «Кли якар»: Каждый, кто более велик, чем его товарищ, в богатстве или в почете, его злое начало тоже больше (Трактат Сука, 52). И это мы видим из слов: «Если вождь согрешит», ибо слово «если» (ашер) указывает на безусловность, поскольку его главенство привело его к греху, так как его злое начало больше, чем у его товарища. (Кли якар).
История об одном аврехе, учащемся ешивы в Радине. Был он велик в Торе и богобоязненности, и занимался Торой в стеснении. Болело у него сердце из-за богачей, видящих нужду мудрецов и не приходящих им на помощь. Обратился он к Хафец Хаиму: «Если бы Святой, благословен Он, благословил меня богатством, я бы открыл мою руку для всякого милосердного и святого дела, и только постановление равов удерживало бы меня от того, чтобы тратить больше пятой части моего имущества».
Хафец Хаим слушал и недовольно качал головой.
Измучила авреха бедность, и он был вынужден открыть дело, чтобы заработать. Торговля его преуспевала, он разбогател и переехал в столицу, в Петербург. Там он стал числиться среди богачей. Но исполнилось для него высказывание «Богачи скупы» (Трактат Хулин, 46), и чем больше богатство, тем больше скупость.
Когда оказался Хафец Хаим в Петербурге, пришел богач встретить его. Обрадовался ему рав и спросил, как его дела. Ответил богач: «Слава богу, раби, нет у меня недостатка ни в чем, я здоров и богат, богач из богачей».
«А как дела с благотворительностью?»
Онемел ученик, но его молчание говорило больше слов. Помолчал рав, но его молчание укоряло и взыскивало.
Оправился ученик и сказал: «Есть у меня вопрос, раби». Сказал рабейну: «Спрашивай».
Сказал ученик: «Помню я, и раби тоже помнит, как пообещал я поспешно, что когда разбогатею, моя рука будет открыта для каждого святого дела и для пожертвования. Я разбогател, а рука моя сжата, как литой свинец. И я у меня вопрос, обманул ли я себя тогда или настолько изменился ко злу?»
Ответил рав: «Расскажу тебе историю».
История об одном крестьянине, приехавшем в город, чтобы купить себе нужные вещи. Зашел он в продуктовую лавку и хотел купить муку.
Спросил его лавочник: «В каком мешке дать тебе?»
Пробудилось в нем злое начало, и он ответил: «В самом большом».
Протянул ему продавец огромный мешок и сказал с улыбкой: «Там стоит мешок с мукой, возьми оттуда сколько хочешь».
Наполнил он мешок на четверть и с бьющимся сердцем положил его на весы, стоящие на прилавке. Положил продавец гирю на вторую чашу и спросил: «добавить?»
Не отказался он от этого предложения. Добавил лавочник еще две большие ложки и спросил: «Все?»
«Можно еще?» — спросил крестьянин подозрительно.
«Сколько хочешь», — щедро ответил лавочник.
«Дают — бери», — подумал крестьянин. Снял мешок с весов и наполнил до отказа. Положил лавочник еще одну гирю и сказал: «Пять рублей».
«Пять рублей? Но я думал купить только на рубль!»
«Глупец! — отругал его лавочник. — Зачем ты разбазарил мое время?»
«Но ведь это ты говорил мне добавлять и добавлять», — защищался крестьянин.
«Ну и что, что говорил, дурачина, — ответил лавочник. — Как ты не понял, что нет здесь бесплатных подарков, и чем больше муки ты кладешь, тем больше гирь я кладу на вторую чашу, и соответственно, увеличивается стоимость».
«И есть в этом урок, сказал Хафец Хаим. — Человек гонится за деньгами, ищет излишнее богатство, старается умножить свое имущество. Однако, к сожалению, он не чувствует, не замечает того, что, насколько он берет в одну сторону, настолько больше сил у злого начала в противовес… Бедняк полагает, что если у него появятся деньги, то он будет господином над ними, а на самом деле, когда деньги оказываются у него в руках, они становятся его господином». (Хафец Хаим хаяв пеало, Арав М.М. Яшар)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.