Темы: Воспитание детей, Школа, Младшие школьники, Отношения со сверстниками, Ссоры и драки, Насилие
Шалом! Прошу Вас дать мне совет по следующей ситуации.
Как учить детей правильно себя защищать от агрессии со стороны их сверстников — по школе, например? Правильно ли я учу свою дочь, советуя ей, чтобы не боялась и давала отпор?
В светской школе девочки ведут себя похлеще мальчиков-хулиганов, могут толкнуть, оскорбить или унизить. И я сказала дочке, что если кто из таких позволит себе подобное с тобой, то ответ дай такой же: если это рукоприкладство, то так, и т. д.
На что мой муж сказал: зачем ты так учишь, ведь тогда она опустится на их уровень и станет ничем не лучше. И я согласна, с одной стороны, а с другой — вижу, что с такими детьми только на их языке будет понятно, если не пресечь сразу, то могут не остановиться.
Скажите, пожалуйста, как нам быть в таких случаях? И не только девочке, у нас ещё и сын растет. Я уже переживаю за него. Нужно ли ему драться, если будут лезть к нему такие же мальчики, чтобы не казаться слабым и чтобы не загнобили его в будущем? N.
Уважаемая N.,
Прекрасно понимаю Вашу моральную дилемму. Но думаю, что настоящее решение для нее — это поискать ближайшую еврейскую школу и просить общину о помощи ради того, чтобы дочь могла учиться там.
Пока же она находится в такой школе, как Вы описываете, к сожалению, действительно, единственный язык, который дети там будут понимать, это — «язык силы». Они должны знать, что им дадут отпор.
Поскольку Вашего мужа справедливо беспокоит моральная сторона такого поведения, нужно приучать детей, чтобы они не начинали драться первыми и сами не били детей слабее себя. Но не защищаться от агрессии — значит, поощрять ее, и это не еврейский принцип — подставить бьющему другую щеку.
Что касается иудаизма, то по Галахе человек обязан защищать себя от агрессии. А так как у ребенка только два способа защититься — а. дать сдачи, б. идти жаловаться учительнице и превратиться в доносчика и изгоя, — то совершенно ясно, что приходится применять первый способ.
С другой стороны, нужно очень стараться, чтобы в семье не было никакого насилия, и показывать, что агрессия — это способ выживать, но никак не жить в нормативном обществе.
Но еще раз повторю: самое главное — это сделать всё (включая просьбу о материальной поддержке) для того, чтобы помочь детям оказаться в подходящей для них среде.
С уважением и пожеланием радости от детей, Ципора Харитан
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?