Темы: Наказание, Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети, Младшие школьники, Отношения со сверстниками
Шалом, уважаемый консультант! Мой племянник в качестве наказания отбирал у сына игрушки либо лишал сладкого. Когда ребенок пошел в школу, он начал воровать у одноклассников, при этом не мог объяснить причину своих поступков, т.к. брал то, что в чем он не нуждается. Никакие беседы с ним не приводили к успеху. Только обращение к специалисту пролило свет на проблему — мальчик не воровал, по его разумению он таким образом «наказывал» одноклассников. То есть он с ними поступал так, как поступали с ним дома, отбирая в наказание что-либо, с той разницей, что дома ему указывали на причину лишения, а он этого в отношении наказуемого не делал. Посоветуйте, пожалуйста, альтернативные методы наказания ребенка в семье, которые не смогут найти столь негативного последствия при его социальной адаптации в детских коллективах. С уважением и благодарностью. Л.
Уважаемая Л.,
Реакция мальчика на наказания довольно странная, потому что, в общем, лишение сладостей или каких-то других удовольствий является общепринятым методом. И очень редко дети реагируют на это, присваивая себе право наказывать других детей, отнимая у них вещи тайком. Поэтому, думаю, было бы хорошо, чтобы психолог проверил, что вызвало у ребёнка такую реакцию, и посоветовал, как изменить линию поведения с ребёнком.
Что касается других видов наказания, то самый лучший метод — это заставить ребёнка нести ответственность за нарушение правил, т.е. ощутить последствия своего поведения. Например, с маленьким ребёнком: разбросал все игрушки и отказывается их собирать — забрать их все и не давать завтра, т.к. он не умеет с ними правильно играть. С ребёнком постарше: не вернулся вовремя с детской площадки — не может завтра идти гулять, т.к. не следит за часами. Не сходил в магазин и не принёс хлеба — вечером ужинает без хлеба, т.к. его дома нет. И т.д. Тогда ребёнок усваивает, что его поступки приводят к определённым последствиям.
Проблема в том, что родители обычно очень не любят этот вид наказаний, т.к. получается, что и им придётся потерпеть. Но на самом деле более действенного способа не существует. Так мы учим детей нести ответственность за свои поступки.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина