Темы: Муж и Жена, Мирьям Климовская, Общение супругов, Самосовершенствование в браке
Шалом! Считается ли разговор с мужем, обсуждение каких-то людей, даже не с благоприятной стороны, или передача информации, которую не расскажешь никому больше, лашон а-ра (злословием)? Дело в том, что я по натуре — очень эмоциональный человек, мне тяжело все держать в себе, я обязана для нормального функционирования все выплеснуть кому-то. Я над собой работаю, и есть результаты. Но трудно резко перестроиться. И ещё: можно ли поделиться, обсудить, получить поддержку от близкой подруги, которой очень доверяешь? Или это лашон а-ра? Н.
Уважаемая Н.!
Рада была узнать, что Вы работаете над собой и видите результаты своей работы. Резко перестраиваться и менять устоявшиеся привычки всегда очень трудно, но даже если мы стараемся стать хоть чуть-чуть лучше, чем были прежде, Всевышний очень высоко оценивает наши усилия, и чем труднее работа, которую нам приходится выполнять, тем больше награда за нее. А самая тяжелая работа — это преодоление собственных склонностей. В Пиркей Авот человек, преодолевающий себя, назван богатырем: «Кто богатырь? Тот, кто подчиняет себе свое дурное начало» (4:1). Так что желаю Вам продолжать работу и достичь в ней успехов.
Вы совершенно правы: обсуждение других людей с неблагоприятной стороны — это лашон а-ра, и степень родства или дружбы с собеседником не имеет значения. Более того: близкому человеку собеседник больше склонен доверять, и тогда возникает проблема с принятием лашон а-ра, что запрещено так же, как и его произнесение. Существует правило: даже если человек вынужден слушать лашон а-ра, он не имеет права верить сказанному. Поэтому тот, кто произносит лашон а-ра, не только сам нарушает запрет, но и подталкивает другого еврея к нарушению запрета.
Но что же делать тому, кого обидели? Держать все отрицательные эмоции в себе, не смея излить душу даже самому близкому человеку? На самом деле, если немного подумать, можно найти способ делиться своими чувствами, не произнося лашон а-ра. Например, не называя конкретных людей и не намекая на них. Если между людьми существует хорошее взаимопонимание, иногда достаточно одному из них сказать «я расстроен», чтобы получить сочувствие и душевную поддержку.
Чтобы точно знать, передача какой именно информация является лашон а-ра, что можно рассказывать, а что — нет, необходимо тщательно изучить законы чистоты речи. Когда великому раби Исраэлю-Меиру а-Коэну (автору книги Хафец Хаим) сказали, что его книга, где собраны все эти законы, не позволит людям говорить вообще, он сказал: «Наоборот, это книга, которая даст людям возможность говорить. Ведь как человек может разговаривать, не зная, что можно произносить, а что — нет?!»
Можно изучать первоисточник — книгу Хафец Хаим; есть ее адаптированный вариант — «Ежедневные уроки». Все эти книги разбиты на части по дням, что делает их изучение удобным. Есть также книга рава Зелига Плискина «Береги свою речь», написанная в простой и увлекательной форме, с яркими примерами из жизни. На нашем сайте есть специальный блог, посвященный исключительно вопросам чистоты речи. (Интересующий Вас вопрос обсуждается в посте «Верить кристально чистому человеку» и в комментариях к нему. См. также очень важный ответ рава Бен-Циона Зильбера «В семье необходимо выслушивать друг друга. Но как быть со злословием?»). Если Вы решите ежедневно изучать эти законы с мужем или с подругой, это не только поможет Вам узнать предмет, но и даст дополнительную тему для общения, что поможет избежать обсуждения других людей.
Желаю Вам дальнейших успехов в работе над собой и духовного роста!
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.