Темы: Муж и Жена, Роли супругов, Мирьям Климовская, Общение супругов, Самосовершенствование в браке
Мужчина и женщина такие разные. Они по-разному чувствуют, они по-разному мыслят. А как было задумано в начале? Что говорят об этом мудрецы? Где узнать подробнее о сотворении человека: «мужчину и женщину — сотворил их»? К.
Уважаемая К.!
Спасибо за интересный вопрос. Из Торы известно, что вначале человек был сотворен как единое существо и Творец сказал: «Не хорош человек, живущий один. Сделаю ему помощника, соответствующего ему» (Берешит, 2:18). После того как Адам — Первый человек — не нашел себе подходящего помощника среди всех животных, Всевышний провел уникальную операцию — отделил часть самого человека (слово цела, употребленное в тексте Торы, может обозначать как «ребро», так и «сторона», «грань») и сделал из нее женщину. И тогда человек сказал: «Эта на сей раз! Плоть от плоти моей и кость от кости моей» (Берешит, 2:23).
Остановимся на этом описании, т.к. из него можно многое понять. Итак, во-первых, мы видим, что Сам Всевышний говорит: человек не хорош, пока он живет один. Это должны учитывать те, кому удобнее оставаться холостяками: не все, что нам в жизни удобно, — правильно и хорошо. Иногда приходится поступиться своим комфортом, свободой и независимостью, чтобы создать нечто качественно новое — вместе стать целым человеком!
«Помощник, соответствующий ему» — женщина должна в чем-то помогать мужчине. Имеется ли в виду только материальная помощь: готовить, стирать, убирать, растить его детей? Но первая женщина была создана еще тогда, когда люди жили в Ган-Эдене (Райском саду), где не нужно было трудиться физически. Из этого следует, что основная помощь, требуемая от женщины, — помощь в духовном совершенствовании. Но тогда непонятно: помочь человеку развиваться духовно может такой же, как он сам, — тот, кто так же думает, чувствует и действует. Между тем, помощник называется эзэр ке-нэгдо, что можно перевести как «противоположный». И мы видим, что женщина совсем не похожа на мужчину: она по-другому на все реагирует, ее организм, в отличие от мужского, претерпевает постоянные гормональные и физические изменения, изменяется и ее душевное состояние, что иногда очень затрудняет мужчине общение с ней. И именно с таким существом, зачастую совершенно «противоположным», мужчина должен прийти к гармонии и стать «единой плотью». Очевидно, именно эти различия и создают возможность помощи в духовном росте: находясь рядом с человеком, который понимает все твои слова и мысли, хочет того же, что и ты, ты не будешь испытывать трудности, которые и являются важнейшим условием роста!
И так, преодолевая трудности, учась взаимопониманию, уступая и приспосабливаясь друг к другу, мужчина и женщина в конце концов становятся одним целым — «единой плотью». Но для этого каждый должен постоянно помнить, что «эта… плоть от плоти моей и кость от кости моей». Т.е. брак — это, образно говоря, соединение двух частей, которые когда-то были одним целым и теперь должны снова найти путь друг к другу.
О сотворении человека, о ролях и обязанностях мужчины и женщины можно говорить бесконечно долго. Возможно, ответы на некоторые свои вопросы Вы сможете найти на нашем сайте в разделах «Вопросы раввину» и «Семья». Если же подходящего ответа там не будет, Вы всегда сможете задать конкретный вопрос.
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?