Темы: Муж и Жена, Роли супругов, Мирьям Климовская, Самосовершенствование в браке
Здравствуйте, хочу задать такой философский вопрос — но для практики он тоже важный. Слышала такое выражение, что для жены муж — как Всевышний, поэтому его нужно слушаться, выполнять его желания. И так женщина совершенствуется в служении Всевышнему. Но это сказано, а как практически это исполнить? Что такого особенного муж для жены делает, что он уподобляется Ашему? Отношения двух уважающих друг друга людей, старающихся ужиться вместе, — это можно понять. Почему как Всевышний? Непонятно. (Тогда и женщина должна быть мужу как Всевышний). И еще. У меня может быть некоторое свое личное представление о Всевышнем — как Он меня любит, что именно мне дает, чего именно требует в жизни (другими словами, какие качества требуется развивать, что именно делать для людей) — а муж оказывается вообще в стороне от этих тем, он совершенно другой, и Б-г для него другой. Так как же он может для меня быть как Всевышний? И как относиться к недостаткам мужа? Если муж — это просто хороший человек, почти коллега, то можно быть терпимой до некоторой степени (и, конечно, похваливать коллегу). Но если это как Всевышний? Важная духовная опора жизни? Каждый его недостаток — это провал под моей ногой (он же опора!). И тут конечно, захочется исправлять эти недостатки (чтобы почва под ногами была крепкая), чего категорически не советуют делать и психологи, и еврейские семейные консультанты. Вопросов получилось много, спасибо за понимание. А.
Уважаемая А.!
Конечно же, человека нельзя сравнить с Всевышним, хотя бы потому, что мы сами не имеем представления о Нем. Всевышний безграничен, а наш разум ограничен рамками этого мира и способен оперировать только понятиями, имеющими определение, т.е. границы. В рамках этих понятий для нас доступно познать проявления Творца в этом мире и Его отношения с творением. А эти отношения мы можем понять на примере известных нам отношений между людьми. Тора и мудрецы сравнивают отношения между Творцом и творением в различных аспектах с отношениями царя и подданных, господина и слуги, отца и сына, мужа и жены и т.п. У каждого из аспектов свои особенности, но все эти сравнения являются лишь аллегорией. Так, например, отношения отца и сына характеризует то, что отец может быть строгим, и даже наказывать сына — для его же пользы, но при этом он обладает ничем не обусловленной любовью к нему, любовью не «за что-то», а лишь за то, что тот его сын. А сын, в свою очередь, стремится порадовать отца, выполняя его волю и стараясь соответствовать его ожиданиям, и при этом знает, что даже если он оступится и взбунтуется против отца, тот простит его, как только он захочет вернуться. Как Вы видите, ПРАВИЛЬНЫЕ отношения между людьми являются моделью отношений между человеком и Всевышним. И стремясь наладить идеальные отношения с другими людьми, мы получаем необходимые навыки, а также представление о том, чего ждет от нас Творец.
Отношения между супругами — нечто качественно отличное от всех остальных типов отношений. В идеале, муж и жена — самые близкие друг другу люди, которые за годы совместной жизни становятся в духовном плане одним целым: у них общие желания, общие цели в жизни, общие радости и печали. Как рассказывают о знаменитом праведнике раби Арье Левине, который пришел с женой к врачу и сказал: «У нас болит нога». Разумеется, такую связь нельзя сравнить с «отношениями двух уважающих друг друга людей, старающихся ужиться вместе» — так должны относиться друг к другу разве что соседи по комнате в общежитии. И связь между супругами не означает также, что кто-то из них усердно работает над… исправлением другого, «чтобы почва под ногами была крепкая». Когда люди представляют собой одно целое, каждый из них стремится к тому, чтобы сделать жизнь партнера как можно лучше, потому что невозможно, чтобы одной части целого было хорошо, когда другой — плохо. И здесь, как нигде более, важно «золотое правило»: то, что ненавистно тебе, не делай другому. А ведь никто из нас не хочет, чтобы его «исправляли», приспосабливая к собственным интересам. Наоборот, мы хотим, чтобы нас принимали и любили такими, как мы есть. В этом потребности мужа и жены одинаковы.
Но есть и очень большое различие между мужчиной и женщиной. Всевышний создал мужчину со стремлением быть главой в своей семье, и если это желание, заложенное в его природе, игнорируется, муж может чувствовать себя глубоко уязвленным и пытаться установить свою власть путем унижения жены, даже не осознавая этого. А жене, в свою очередь, дана дополнительная чуткость и гибкость, позволяющая ей понимать чувства и потребности своих близких и приспосабливаться к ним, не чувствуя себя так, будто ее «используют». И хотя каждому из супругов надо стремиться выполнять желания другого как свои, легче этого достичь именно женщине — благодаря особым возможностям, которыми наделил ее Творец.
Благодаря этому, женщина может понять свою роль в браке: стремиться к максимальному пониманию желаний и потребностей любимого человека и удовлетворять их с радостью, не ставя условий и ничего не требуя взамен, зная, что таким образом она способствует установлению прочной связи и превращению двух разных людей в единое целое. И такое же отношение ожидается от каждого еврея и от всей Общины Израиля к Всевышнему: стремиться в каждой ситуации понять, чего Он от нас хочет, и стараться максимально приблизить свое желание к воле Всевышнего, как сказано в трактате Авот (2:4): «Сделай Его желание — своим».
Желаю Вам гармонии и крепкого мира в семье!
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.