Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Пришла Ханука, но в концлагере Берген-Бельзен не было ни свечей, ни Меноры, однако там были евреи, которые хотели, несмотря ни на что, зажечь ханукальные свечи. Каким-то чудом они нашли баночку черного гуталина и решили использовать ее в качестве масла, из ниток полосатой робы узников они сделали фитиль, а деревянный башмак превратили в подсвечник Меноры, рассказывает историк Яффа Элиях в «Tales of the Holocaust».

Затем изможденные узники лагеря смерти собрались в бараке вокруг Блужевер ребе, рабби Исраэля Спира (1890 — 1989), который негромко нараспев произнес два первых благословения, «о заповеди зажигать ханукальную свечу» и «о чудесах, свершенных для наших отцов». Ребе наполнил обычно праздничную мелодию чувством горечи и печали, и вдруг, вместо того чтобы произнести третье благословение, замолчал… Он поднял глаза и начал смотреть на окружающих его узников, как будто разыскивая кого-то. Затем голос его наполнился силой, и ребе произнес третье благословение с благодарностью к Всевышнему, который «дал нам дожить до этого времени!»

— Спира, как ты можешь благодарить Б-га за то, что Он «дал нам дожить до этого времени?» — воскликнул один из лидеров варшавского Бунда Заметчковский. — Я не могу понять, как ты, умный и честный человек, можешь благословлять Всевышнего, находясь в лагере смерти?

— Ты прав, я тоже подумал об этом, потому замолчал, не решившись произнести благословение, — ответил ребе. — Я поднял глаза и начал искать в бараке знающих Тору людей, надеясь, что они подскажут мне что делать. Тогда я увидел излучающие веру лица узников… и подумал, что действительно могу произнести это благословение… ибо мы удостоились «дожить до этого времени», когда наш народ не сломлен перед лицом смерти, даже в концлагере мы зажигаем ханукальные свечи!

Несколько лет спустя, уже после освобождения, ребе получил от Заметчковского следующее послание: «Ответ, который вы дали мне в ту темную ночь Хануки в Берген-Бельзене, остался со мной навсегда, став источником вдохновения и сил в то страшное время»…

«И жил Яаков в Египте…» (Берешит, 47:28).

Первое же предложение из нашей недельной главы намекает на великую тайну. «И жил Яаков» — жизнь Яакова — это не только физическое существование, но и жизнь духа. Однако Египет является символом всех изгнаний, преследований и страданий. Так как же «жил Яаков в Египте», как сумел выжить в изгнании?

— Яаков сохранил веру! — отвечает рав Гедалия Шор…

Почему, в отличие от других глав Торы, наша глава «закрыта», она начинается на той же строке, на которой завершается предыдущая?

«Потому что Яаков хотел открыть своим сыновьям конец, но это было “закрыто” от него», — объясняет Раши.

Незадолго до смерти «Яаков созвал своих сыновей и сказал: Соберитесь, и я поведаю вам, что случится с вами в конце дней» (Берешит, 49:1). «Он хотел раскрыть конец, но Б-жественное присутствие покинуло его, и он стал говорить другое», — приводит Раши слова мудрецов Талмуда.

Но если Яаков так ничего не открыл своим сыновьям, то зачем вообще Тора рассказывает нам, что он хотел открыть им конец?…

«Все, что было нужно открыть, Яаков открыл и сокрыл», — утверждает книга «Зогар». Эти слова выше нашего понимания, пишет рав Шор, приводя, однако, объяснение ребе из Гур, автора книги «Сфат Эмет».

В чем смысл слов «Яаков хотел открыть своим сыновьям конец»?

Не следует понимать поверхностно, будто Яаков хотел открыть сыновьям срок избавления, когда придет конец изгнанию, считает рав Шор. Нет, Яаков хотел научить своих сыновей даже во тьме изгнания видеть конец страданий, открывая для себя свет будущего освобождения.

Почему эта недельная глава «закрыта»? Потому что Яаков сокрыл это великое знание в сердцах своих детей и всех своих потомков. Да, уста Яакова не открыли этой тайны, но все же сердце его хотело раскрыть ее. Потому «от сердца к сердцу» Яаков передал стремление к избавлению своим детям, посеял в их сердцах неистребимую веру в окончание всех страданий изгнания.

Яаков научил своих детей видеть сокрытый во тьме свет!..

Наша недельная глава «закрыта», т. к. она повествует о начале изгнания. Именно потому в ней можно открыть свет. Ибо чем больше тьма, тем больше и скрытый в ней свет.

«Тому, кто полагается на Всевышнего, следует в момент беды уповать на то, что станет тьма источником света, — писал Рабейну Йона (Испания, XIII век) в свей книге “Ворота раскаяния” (2:5). — Как писал пророк: “Не радуйся из-за меня, враг мой: хотя упал я, но встану, хотя сижу во тьме, Всевышний — свет для меня!”» (Миха, 7:8).

«Хотя упал я, но встану: Если бы не упал, то и не встал бы, объяснили мудрецы. — Хотя сижу во тьме, Всевышний — свет для меня: если бы не сидел во тьме, то и не обрел бы света!»…

На вопрос «Как дела?» некоторые люди, вздыхая, отвечают: «Будет хорошо!» Это обычно означает, что сейчас плохо. Глава иешивы «Хаим Берлин» в Бруклине рабби Ицхак Гутнер считал, что этот ответ не является достаточным выражением веры человека, ведь Рабейну Йона писал: «Тому, кто полагается на Всевышнего, следует в момент беды уповать на то, что станет тьма источником света!» То есть «хорошо» начинается сегодня!

То, что сейчас кажется самым плохим, может оказаться в дальнейшем источником самого хорошего! — пояснял рав Гутнер.

… Двадцать два года Яаков оплакивал потерю своего сына Йосефа лишь для того, чтобы потом убедиться: как раз в это самое горькое время Йосеф возвысился, стал главным министром Египта, благодаря чему, в конце концов, смог спасти всю семью от голода. В то кажущееся плохим горькое время все хорошее уже наступило в жизни сына, но это еще было сокрыто от его отца. Потому Яаков хотел научить своих потомков никогда не отчаиваться и видеть скрытый во тьме свет!

Блог о Торе рава Льва Кацина


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.