Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

В чем секрет успеха евреев? — спросил меня как-то российский бизнесмен.

— Они умеют держать удар!

В чем секрет существования еврейского народа, который сумел пережить тысячелетия преследований и гонений?

— В неистребимой вере в будущее!..

— Почему люди отнюдь не всегда получают то, во что верят? — спросил однажды ученик рабби Исраэля Салантера, рабби Зеев-Вольфа Липкина (1810 — 1883), основоположника этического движения «Мусар».

— Не все, кто говорят, что верят, действительно верят.

Ученик не удовлетворился ответом учителя и предложил ему эксперимент.

— Ну поверьте в то, что вы неожиданно получите золотые часы, и убедитесь, что это не работает!

Спустя несколько минут в комнату вошел человек со словами:

— Я только что вернулся с ярмарки из Кенигсберга, — обратился он к реб Исраэлю. — Увидев там золотые часы, решил, что они будут прекрасным подарком для ребе…

Вы улыбнулись, прочитав эту историю? Посчитали ее наивной, не реалистичной, чудесной? Впрочем, не только рабби Исраэль Салантер, но и мудрецы Талмуда считали, что сокровенная суть Торы выражается словами пророка: «Праведник верой своей будет жить!» (Хабакук, 2:4). То есть праведник удостаивается того, что его вера реализуется в жизни!..

Наша недельная глава называется «закрытой», потому что начинается с той же строки, которой завершается предыдущая, и даже интервал в девять букв не отделяет ее от предыдущей.

— Почему же наша глава «закрытая»? — спрашивает Раши, открывая нам духовный смысл названия.

— Потому что вскоре после смерти Яакова «закрылись» глаза и сердца евреев из-за страданий в рабстве. Другое объяснение: эта глава «закрытая», потому что Яаков пожелал раскрыть своим сыновьям время конца страданиям, но это было «закрыто» от него.

Эти два ответа Раши не противоречат, а дополняют друг друга. В соответствии с первым ответом, наша глава «закрытая», потому что знаменует начало египетского рабства. А в соответствии со вторым, Яаков потерял пророческий дар, решив раскрыть сыновьям тайну конца египетского рабства.

Но почему в начале изгнания Яаков решил говорить об избавлении? Яаков открыл сыновьям секрет: тьму можно преодолеть лишь верой в свет, а изгнание — верой в избавление!

«Не бойся спуститься в Египет, — обратился Всевышний к Яакову. — Я сойду с тобой… и Йосеф закроет твои глаза!» (Берешит, 46:1—4).

«Это не только обещание Яакову, что когда он умрет, то его любимый сын, исчезновение которого он оплакивал двадцать два года, закроет ему глаза. Это также обращение ко всем потомкам Яакова никогда не отчаиваться! — писал Хофец Хаим. — Если человек теряет надежду и силы из-за тяжести страданий, то пусть вспомнит о чудесном освобождении Йосефа из тюрьмы и его возвышении в Египте, и пусть сердце его наполнится верой в разрешение стоящих перед ним проблем!»

«И жил Яаков в земле Египетской семнадцать лет» (Берешит, 47:28), — так начинается наша глава. Яаков преодолел четыре испытания в своей жизни: ненависть Эйсава, обман Лавана, плен Дины и продажу Йосефа. Эти четыре испытания Яакова являются пророческими символами четырех изгнаний, которые придется преодолеть его потомкам: Вавилон, Персия, Греция и Рим. Последние семнадцать лет жизни Яакова — это пророческий символ грядущего триумфа добра над злом и прихода Машиаха. Дело в том, что число «17» является суммой цифрового значения букв слова «ТОВ» — «хорошо» (Т-9, О — 6, В — 2). Этим Тора намекает, что не только Яаков, но и его потомки преодолеют испытания изгнания, страдания, и в конце концов все будет хорошо!

Блог о Торе рава Льва Кацина


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.