Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

На следующий день после финального матча Кубка Национальной Футбольной Лиги США настроение в иешиве было приподнятым. Ученики «Синай Академи» радовались победе «Нью-Йорк Джайнтс» над бостонской командой «Пэтриотс». Конечно же, я мог войти в свой 12-й класс и как ни в чем не бывало начать урок Торы. А в случае если бы ребята заговорили о футболе — попытаться прочесть им лекцию о том, что незачем впустую тратить время. Я не стал этого делать, так как помнил, что произошло более четверти века назад в иерусалимской иешиве «Атерет Исраэль».

Один из моих друзей Шмуэль Ауэрбах два дня не приходил на занятия Торы. Когда он пришел в иешиву, к нему подошел рав Борух Эзрахи:

— Почему тебя не было в иешиве?

— Мне стыдно признаться.

— ?

— Я читал книгу.

— Какую книгу?

— Мне стыдно признаться… «Записки Шерлока Холмса».

— И что же ты почерпнул из этой книги?

— Нужно обращать внимание на детали.

— Ты не зря потратил время!..

Войдя в класс, я поздравил ребят с победой «Джайнтс» и, признавшись, что у меня нет телевизора, попросил их рассказать о матче. Оказывается, за 35 секунд до конца игры бостонский клуб «Пэтриотс» выигрывал со счетом 14:10, но нью-йоркский клуб «Джайнтс» все равно добился победы со счетом 17:14!

— Какой же вывод вы сделали из этого матча? — спросил я.

— Не следует недооценивать противника, — ответил один ученик. — Поражение «Пэтриотс» учит нас, что нужно, не расслабляясь, бороться до победы!

— Важна каждая секунда, — заключил другой.

— Никогда не терять надежды! — сказал третий. — Ведь все может измениться в последнюю минуту!

… Любопытно, что, отвечая на днях на вопрос журналиста, почему он не прекращает кажущейся для него бесперспективной президентской гонки, Майкл Хаккаби ответил: «Если “Джайнтс” обыграли “Пэтриотс”, то значит все может измениться в последнюю минуту!»…

— Вы не зря потратили время! — сказал я ученикам. — Впрочем, совсем не обязательно смотреть «Супер-боул». Эти мысли мы можем найти прямо в Торе. Пожалуйста, откройте рассказ о Мишкане, Храме, который евреи строили в Синайской пустыне…

Всевышний сказал Моисею, чтобы евреи взяли возношения для строительства Храма от каждого, чье сердце наполнится доброй волей: «золото, серебро, медь, голубую шерсть… козий волос… бараньи шкуры… дерево шитим, масло, благовония… камни шоам (ониксовые) и камни к оправе для эфода и наперсника» (Шмот, 25:3—7).

Материалы в этом списке следуют «в порядке убывания» ценности: сначала золото, потом серебро, медь, шерсть, волос, шкуры, дерево… Почему же тогда драгоценные камни оказались последними в списке, ведь они самые ценные и, казалось бы, должны упоминаться первыми?

Драгоценные камни потеряли свою ценность из-за лени! Тора рассказывает, что «главы (колен Израиля) принесли камни шоам и камни к оправе для эфода» (Шмот, 25:3—7). Однако в слове «главы» — «несиим» почему-то не хватает буквы йуд. «Так сказали главы колен: пусть общество принесет свои возношения, а то, чего будет недоставать, мы восполним. Когда же общество дало все сполна…, то главы колен спросили: “Что же нам делать?” И “принесли камни шоам”. Потому при освящении жертвенника они принесли свои дары первыми. А из-за проявления лени вначале опущена буква в их имени: написано несиим без буквы йуд», — объясняет Раши.

В чем состоял грех глав колен Израиля? Ведь они предложили восполнить все, чего не будет хватать для строительства Храма?

Дело в том, что миссия главы, лидера — вести за собой, показывая пример. Потому, отложив свои возношения до самого конца, лидеры колен упустили возможность выполнить свое предназначение. Кстати, слово «грех — хет» произошло от слова «леахти» — промахнуться, упустить возможность.

Принося возношения, еврей выражал этим добрую волю своего сердца, вкладывая свое желание, свою любовь в строительство Храма. Человек не откладывает то, что действительно любит, а лишь то, чего делать не хочет. Факт, что главы колен отложили свои возношения до конца, явился проявлением лени, отсутствием желания дать возношения для строительства Храма. Их слова о готовности восполнить все необходимое в конце мудрецы расценили как отговорку, прикрытие отсутствия желания. Потому упала духовная ценность этих драгоценных камней, они оказались последними в списке возношений.

Анализируя эту историю, ребе из Гур открывает в ней дополнительную глубину. Конечно, хорошо все делать правильно с первого раза. Но даже если изначально была допущена ошибка — не все потеряно: ваш дар может оказаться самым ценным!

Когда главы колен Израиля увидели, что все возношения были уже принесены, они раскаялись, пишет ребе в книге «Сфат Эмет». Главы колен осознали ошибку и наполнили свои сердца «доброй волей» — искренним желанием дать возношения. И поскольку учили мудрецы, что «ничто не может устоять перед лицом желания», то главы колен удостоились найти драгоценные камни в облаках славы, защищающих евреев в пустыне, и пожертвовать их для одежд первосвященника. Отсюда урок: если кто-то действительно хочет выполнить мицву, сделать доброе дело, то случится чудо: Небеса дадут ему силы и ресурсы. Более того, в самом конце главам колен удалось дать возношения: драгоценные камни, которые и оказались самыми ценными, ибо «раскаявшиеся грешники могут подняться выше праведников». Главы колен действительно исправились, наполнили свои сердца доброй волей, желанием, потому в дальнейшем «при освящении жертвенника (описанного в книге “Бамидбар”) принесли свои дары первыми». Драгоценные камни — это результат раскаяния от любви, которое превращает грех в заслугу. Главы колен в последнюю минуту исправили свой грех и превратили его в драгоценные камни, научив нас никогда не терять надежды!


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.