Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему мы радуемся в месяц Адар? Потому что с этим временем связано строительство Храма! Верно и обратное: радость обладает огромной созидательной силой. Чувство радости способно восстановить Храм! Почему мы радуемся в Пурим? Потому что выжили! — ответят многие. Это верно, но в большей степени верно и то, что мы выжили благодаря УМЕНИЮ РАДОВАТЬСЯ!

«Живу в ДИРЕ, купаюсь в ЯМЕ», — шутят русскоязычные израильтяне. Вы не поняли шутки? Дело в том, что на иврите ДИРА — квартира, жилище, ЯМ — море. Я вспоминаю об этой шутке, когда задаю вопрос: что означает название еврейского месяца Адар? В книгах написано, что название этого месяца намекает на жилище — Храм Всевышнего, который был отстроен в результате событий отмечаемого в это время праздника Пурим…

Впрочем, всему свое время: время скорбеть о разрушении и время радоваться строительству, как учил мудрый царь Соломон:

«Время плакать и время смеяться… время разбрасывать камни и время собирать камни» (Экклезиаст 3).

Время плакать — это месяц Ав, а время смеяться — месяц Адар.

«Когда “входит” месяц Ав, уменьшают радость, когда “входит” Адар, увеличивают радость», — учат мудрецы Талмуда (Таанит 29 а).

Почему уменьшается радость в месяц Ав? Девятого Ава был разрушен Храм. То, что разрушение «уменьшает радость», лежит на поверхности. Суть в том, что верно и обратное: уменьшение радости, уныние и печаль обладают огромной разрушительной силой.

Почему мы радуемся в месяц Адар? Потому что с этим временем связано строительство Храма! Верно и обратное: радость обладает огромной созидательной силой. Чувство радости способно восстановить Храм! Почему мы радуемся в Пурим? Потому что выжили! — ответят многие. Это верно, но в большей степени верно и то, что мы выжили благодаря УМЕНИЮ РАДОВАТЬСЯ! Пророчествуя о причинах разрушения, Тора обращается к еврейскому народу:

Ты будешь изгнан из Израиля «за то, что не служил ты Всевышнему с радостью» (Дварим 28:47).

Почему за, казалось бы, незначительное нарушение народ наказывается так сурово? Где концепция справедливости «мера за меру»?

Впрочем, что такое служба без радости? Это служба без души! Храм — это символ единения духовного и физического миров, место, предназначенное для «службы сердцем». Но если нет сердца, не будет и Храма. Если служба превращается в неискреннюю «службу уст», то тогда и Храм может исчезнуть! Как предупреждал пророк, передав народу слово Всевышнего:

«Устами прославлял Меня, а сердце отдалил от Меня» (Исайя, 29:13).

Ребе из Коцка так объяснял это место в Торе: Храм будет разрушен за то, «что когда не служил ты Всевышнему, то радовался». Радость выражает сокровенное желание человека. И если он радуется тому, что не должен служить Всевышнему, значит, нет у него этого ЖЕЛАНИЯ. Если человек не помог неимущему, потому что не представилась ему такая возможность, и он рад этому, значит, в сердце своем и не думал помогать!

Ребе из Гур в книге «Сфат Эмет» отмечает, что если разрушение последовало в наказание «за то, что не служил ты Всевышнему с радостью», то и отстроен будет Храм в награду за то, что мы научимся служить с радостью!

Об этом можно много говорить, но если человеку свойственно уныние, то «никакие лекции не изменят данного положения вещей». Что же делать? В первую очередь — ДЕЙСТВОВАТЬ! В этом великая тайна слов, произнесенных евреями в момент дарования Торы: «Исполним и поймем!» Верно то, что когда мы что-то чувствуем и понимаем, мы и делаем это. Но верно и обратное: когда мы действуем, то начинаем это чувствовать и понимать! В этом смысл соблюдения заповедей, возвышающих и освещающих наши души.Когда человек радуется, он делится с друзьями и нуждающимися в нем. Но верно и обратное, чем больше человек делится, тем больше ощущает от этого радость. В Пурим мы преподносим подарки друзьям, помогаем бедным, приглашаем нуждающихся к себе за стол, и чем больше отдаем, тем больше «увеличиваем радость» и в своих сердцах.

Когда Всевышний указал евреям собирать пожертвования для строительства Мишкана — Храма в пустыне, Он обратился к Моисею:

«Скажи евреям пусть ВОЗЬМУТ Мне пожертвования от всякого человека, сердце которого наполнено доброй волей»(Шмот 25:1—2).

Почему ВОЗЬМУТ? Ведь речь идет об указании ДАТЬ, а не ВЗЯТЬ пожертвования? А может быть, то, что человек ДАЕТ, он на самом деле БЕРЕТ? Человек, дающий пожертвования на нужды общины, вознаграждается богатством, а тот, кто радует других, сам обретает радость!

Рабби Моше Альших, который жил в Цфате во времена Аризаля, писал, что Тора открывает нам тайну, как научиться отдавать с радостью. Тот, кто ОТДАЕТ, должен осознать, что на самом деле БЕРЕТ, и тогда он испытает РАДОСТЬ!


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…