Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В чем состоит серьезность предостережений и заповедей и как различаются наказания.

9. Значение позитивных заповедей (асэ). Основа награды и корень воздаяния — за служение в исполнении позитивных заповедей. Как сказано (Мишлей 13;13): «Оберегающий заповедь будет вознагражден». И сказано (Малахи 3;18): «И снова различать будете между праведником и преступником, между служащим Всевышнему и не служащим Ему». И служение состоит в исполнении заповедей, которые требуют действия. И тех, в которых есть только веление позитивное, и тех, в которых содержится и позитивное (асэ) вместе с негативным (ло таасэ). Подобно тому, как сказано (Дварим 15;7): «Не будь жестоким и не скупись перед нищим братом твоим; но будь щедрым». Но бывает, что награда тому, кто остерегается преступить негативную заповедь, достигает награды тому, кто исполняет позитивную заповедь. Например, человек стоит перед возможным преступлением, и у него возникает желание чего-то запрещенного, постыдного, но вот человек обуздал свое злое начало, ибо это одна из основ страха пред Всевышним. А также тот, кто мог разбогатеть путем обмана и мошенничества, когда никто не видел и никто не узнал бы о содеянном. Но человек выбрал прямой и праведный путь, и руки его чисты, — награда ему за это, как и тому, кто щедро раздает милостыню и заботится об исполнении заповедей. И так написано (Теилим 119;3): «И не творят они несправедливого, ходят путями Его». И объяснили мудрецы: поскольку не совершили несправедливого, — значит, шли Его путями. И мы уже объяснили это.

1. О разных видах искупления. У тела бывают болезни и недомогания, бывают они и у души. Болезнь и недомогание души — это ее дурные качества и преступления. Если преступник раскается и сойдет со своего злого пути, — Всевышний вылечит болезнь преступной души, как сказано (Теилим 41;5): «Помилуй меня, Всевышний, излечи душу мою, ибо согрешил я пред Тобою». И сказано (Ишая 6;10): «И вернется, и излечится». Подобное мы обнаруживаем в болезнях тела: больному полегчало, и болезнь почти прошла, но тело еще не очистилось полностью от болезни, нужно еще продолжать пить горькую микстуру, и терпеть воздержание от вкусной еды. Так же бывает, когда душа больна от великих преступлений и страдает, и хотя почти вылечилась, и большая часть наказаний с нее снята, — преступник раскаялся, и утих гнев Всевышнего, — душа еще не очистилась от своей болезни, и не искупилось преступление до тех пор, пока преступник не испытает мучений и наказания болью, и случатся с ним беды, как сказано о Каине (Берешит 4;13): «Велика вина моя, непростительна. Вот Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь и буду скитальцем на земле; и вот всякий, кто встретит меня, убьет меня». И раскаянием его была прощена большая часть его преступления и снято основное наказание, и спасся он от смерти, как сказано (там же 4;15): «И сделал Всевышний Каину знак, чтобы не убил его всякий, кто встретит его». Но осталось наказание изгнанием, как сказано (там же 4;16): «И поселился в стране Нод».

21. И сказали мудрецы, что о преступлениях, о которых человек исповедался в Йом-Кипур, следует вторично исповедаться в следующий Йом-Кипур. Как сказано (Теилим 51;5): «И проступок мой вечно предо мной». Рабби Элиэзер бен-Яаков полагает, что не следует вторично исповедоваться. И в Мидрашах весьма предостерегают исповедоваться вторично. Это предостережение проистекает от двух причин. Во-первых, кающийся как бы показывает, будто он маловер и не уверен в величии прощения Всевышнего, Который прощает грех и не взирает на преступление. И упомянули в связи с этим (Теилим 31;19): «Да онемеют лживые уста». А во-вторых, если в исповеди упоминаются лишь прошлые преступления, то похоже, будто кающийся страшится лишь прошлого, а больше он преступлений не совершал. Если он действительно это воображает, значит, он не изучает и не исследует свои пути, а это опасная болезнь. Потому что те, кто наблюдает и исследует себя, постоянно видят свои проступки и дурные качества и то, что они не достигают высоких степеней страха пред Всевышним, или они недостаточно изучают Тору. И за это — великие наказания. А также часто бывают преступления языка в разговорах. И сказали мудрецы: «От трех вещей человеку не спастись — от преступных мыслей, от пыли злословия и от того, что многократно бездумно молился». И в третьих, потому что когда человек исповедуется лишь о прошлых проступках, похоже, что он бахвалится тем, что больше не совершал преступлений. И сказали в Мидрашах: «Ты исповедуешься о прошлом, потому что у тебя нет нового?» А то, что написано «И мое преступление вечно предо мной». Объяснили в Мидрашах, что проступки должны быть пред глазами и в сердце следует о них помнить. Но пусть не упоминают их словесно. Еще объяснили в Иерусалимском Талмуде: «Не думай, будто ты их никогда не совершал, но относись к этому так, что ты их совершил и был прощен» (Шульхан арух, Орах хаим 607,4). И мы уже упомянули об этом в разделе о принципах раскаяния. И действительно, человеку следует молить о милосердии всю свою жизнь, молить о прощении всех проступков, прежних и поздних. И бояться, и страшиться — а вдруг не исполнил то, что положено для раскаяния. И во-вторых, ведь преступления, которые наказываются «карэт», — страдания завершают их искупление, как сказано выше. И царь Давид молил (Теилим 25;7): «Преступлений юности моей и проступков моих не вспоминай». Но не следует упоминать прошлое после того, как он раскаялся и исповедался в Йом-Кипур, то есть уже исполнил заповедь об исповеди. И он должен уповать на то, что его исповедь была принята и что исповедь может искупить преступление. Тем не менее, пусть всегда молится о прощении преступлений, как мы объяснили. Но не обязательно в молитве упоминать о каждом преступлении в отдельности, — лишь в исповеди это обязательно. И еще по одной причине следует молиться о преступлениях дней прошедших. Возможно, что у человека есть преступления, о которых он не подумал и не упомянул и не исповедался. Как сказано (там же 19;13): «От скрытного очисти меня».

22. Порядок исповеди. Мы согрешили по ошибке и по намерению и совершили злодейство. Грех (хет) может быть по ошибке и по халатности. А халатность (пшиа) на языке мудрецов означает, что человек не уберегся от того, от чего люди обычно берегутся, как мы об этом уже сказали. А преступления — это намеренные действия. Злодейство же означает восстание, от слов (Млахим II 3;7): «Царь Моава восстал (паша) против меня». Но Всевышний в величии Своего безвозмездного добра (хесед) прощает и восставшим против Него, если они возвращаются к Нему всем сердцем своим. И сказано (Даниэль 9;9): «У Всевышнего милосердие и прощение, хотя мы и бунтовали против Него». И сказано (Теилим 25;11): «Ради Имени Твоего, о Всевышний, прости преступление мое, хотя оно и велико». И сказано (там же 65;4): «Всякие преступления победили меня, бунт наш Ты простишь».

по всем вопросам, связанным с книгой, можно обращаться по телефону 03—5704228 Даниэль Цигельман

***


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…