Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что нужно делать, если оказался рядом с умирающим человеком в последние минуты его жизни?

Темы: Видуй, Цдака, Траур, Смерть, Шма Исраэль, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Расскажите, пожалуйста, что нужно делать, если оказался рядом с умирающим человеком в последние минуты его жизни? Есть ли какие-нибудь специальные обычаи? N.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый N.,

Большое спасибо, что обратились к нам. Действительно, существуют определенные действия, которые человек должен постараться совершить перед смертью, поэтому необходимо приложить усилия, чтобы помочь ему в этом. Кроме того, существуют некоторые обычаи, которые должен соблюсти человек, находящийся рядом с умирающим до смерти и непосредственно после смерти.

Для начала следует сказать, что это большая мицва — быть рядом с умирающим, поскольку тому легче, когда его окружают близкие и друзья перед уходом из этого мира. Однако если кому-то тяжело сдержать эмоции и удержаться от плача, ему лучше выйти из комнаты, потому что плач причиняет страдания умирающему. В любом случае запрещено оставлять его одного, ибо это причиняет боль его душе.

Что должен сказать и сделать человек перед смертью?

— дать деньги на благотворительность;

— омыть руки;

— произнести Видуй (исповедальную молитву);

— если человек уже не в состоянии произнести Видуй полностью, то по крайней мере сказать: «Пусть моя смерть искупит все мои грехи» и подумать о том, что сожалеет обо всех своих прегрешениях;

— непосредственно перед смертью надо постараться произнести первые три стиха из молитвы Ташлих: Ми Эйль Камоха… — «Кто, Б-г, подобен Тебе, Прощающему беззаконие и Не Вменяющему в вину проступок остатку наследия Своего? Не держит вечно гнева Своего, ибо Он желает творить благодеяния. Он вновь окажет милость нам, подавит беззакония наши. И ты бросишь в пучины морские все их грехи. Даруй же верность Яакову, милость — Аврааму, как Ты клялся нашим отцам с давних времен» (Миха 7:18-20); Биркат коаним (Благословение коэнов: «Благословит тебя Господь и охранит тебя. И будет благосклонен к тебе Господь и помилует тебя. Будет благоволить к тебе Господь и пошлет тебе мир»; Бемидбар 6, 24-26); Шма Исраэль («Слушай, Израиль! Господь — Б-г наш, Господь один!») и Барух Шем Квод Малхуто лэ-олам ва-эдБлагословенно Имя Славы Его Царства во веки веков!»). Очень важно сказать (или подумать) в самом конце, если человек сможет: «Барух Шмо Хай вэ-Кайам лэ-олам ва-эд (Благословенно Имя Его Живое и Вечное во веки веков)». Это были последние слова Моше-рабейну перед смертью.

Люди, которые находятся рядом с умирающим

Тем, кто находится рядом с умирающим, следует произносить слова Торы и читать Тэилим (псалмы).

Можно стоять в любом месте рядом с умирающим, только не в ногах постели, поскольку именно там располагается сам Ангел смерти.

Запрещено прикасаться к умирающему в последние минуты его жизни — это может ускорить его смерть. Тот, кто укорачивает жизнь человека, хотя бы на одно мгновение, — как будто совершает убийство, даже если смерть неизбежна. Поэтому не следует держать умирающего за руку.

Непосредственно в момент смерти нужно сказать:

Шма Исраэль, а-Шем Элокейну, а-Шем Эхад (1раз)

Барух Шем Квод малхуто лэ-олам ва-эд (3 раза)

А-Шем У а-Элоким — «Всевышний — Б-г» (7 раз),

А-Шем Мелэх, а-Шем малах, а-Шем имлох лэ-олам ва-эд — «Всевышний — Царь, Всевышний царствовал, Всевышний будет царствовать во веки веков»

Сразу после наступления смерти

После того, как точно установлено, что наступила смерть, надо сделать следующее:

— тот, кто присутствовал во время смерти должен совершить крия (разорвать одежды); некоторые считают, что сегодня делать крия не принято;

— открыть окна в комнате;

— если глаза умершего открыты, закрыть их; предпочтительно, чтобы это сделал его старший сын;

— если у покойного приоткрыт рот, надо закрыть его;

— покрыть простыней его лицо;

— зажечь свечу у изголовья постели;

— завесить все зеркала;

— нельзя целовать покойного

Шомер — человек, который находится с умершим после смерти

Запрещено оставлять тело умершего без присмотра даже на короткое время. Человек, остающийся с умершим, называется шомер (страж). Так поступают из уважения к умершему, а также для того, чтобы оберечь тело от сил нечистоты.

Шомер должен читать Тэилим за душу покойного, он освобождается от изучения Торы и других заповедей. Тому, кто находится рядом с умершим, надо спрятать кисти цицит.

Наши мудрецы учат, что к человеку, который изучает законы, относятся на Небесах так, как будто он их выполняет. Поэтому очень надеемся ограничиться изучением, чтобы нам не пришлось, не дай Б-г, выполнять эти законы на практике.

С уважением, Яков Шуб

P.S.:

Недавно вышла в свет новая книга на русском языке о законах траура, ее можно приобрести в нашем Интернет-магазине.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.