Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Мишпатим, Магид из Дубно, Притчи, Рассказы
«Вот Я посылаю ангела перед тобой…»[1]׳.
Написано в Мидраше[2]: Сказал Моше Всевышнему: «Ты посылаешь ангела?! Но ведь со мной был другой уговор, Ты сказал: “И спущусь Я спасти его (еврейский народ) из Египта… и вывести его.”[3]. Если Ты сам не ведешь нас, не выводи нас отсюда!»[4]Сказал Всевышний: «Не пойду среди вас.». Ответил Моше: «Но ведь Ты сказал, что пойдет ангел. А я прошу, чтобы Ты сам был с нами». Сказал ему Всевышний: «Обещаю тебе, что Я сам пойду впереди вас, можешь быть спокоен»[5]. И про это сказано руах а-кодеш: «Где слово царское, там власть. Соблюдающий заповедь не познает зла.»[6].
(Руах а-кодеш — некий уровень пророчества. Мудрецам пророчески открылось то, что произошло между Б-гом и Моше, чтобы научить нас, что если человек праведен, соблюдает заповеди, то у его молитвы есть сила отменить тяжелое решение Небес — прим.)
Трудно понять эти слова Мидраша. Мне кажется, что чтобы понять их, следует рассмотреть два вида избавления.
Притча. Два человека борются между собой. Приходит третий, и хочет помочь одному из них. Он может сделать это двумя способами: либо он станет укреплять того, кому хочет помочь, и делать так, чтобы тот был сильнее, или он обернется против его противника и сделает все, чтобы его ослабить, обеспечив, таким образом, победу тому, кому хотел.
Всевышний посылал нам избавление обоими этими способами. В одних случаях Он давал силу еврейскому народу. Так было, когда Он вывел их из Египта: Он окружил их облаками Славы, разверз им море, и провел их по нему. Все это вселяло в них силу и мужество. А в другие разы Он наводил страх на врагов народа.
Разница между этими способами в том, что укреплял и усиливал еврейский народ Всевышний сам, как сказано: «Тебе, Б-г, величие и сила.»[7]. Но когда Всевышний хотел ослабить и уничтожить врагов еврейского народа, он делал это через посланника, так как это уменьшает Его достоинство, ведь сказано: «От Б-га не выйдет зло.»[8]. И как сказано про сокрушение ассирийского войска: «И вышел ангел Б-га и поразил стан Ассирии». Не подобало, чтобы Всевышний сделал это сам. И возможно это имеется в виду в стихе: «…И поднял (Йеошуа) глаза и увидел: вот стоит перед ним человек, и в руке его обнаженный меч. И сказал ему: С нами ты, или с неприятелями нашими?»[9] На первый взгляд, вопрос Йеошуа выглядит странным: как мог он предположить, что ангел Б-га пришел, чтобы помочь врагам его народа. Но в соответствии со сказанным выше, можно предположить, что Йеошуа хотел знать, каким способом придет им спасение — при помощи укрепления их самих, или при помощи ослабления врагов. И еще я хочу привести притчу, которой можно объяснить, как Йеошуа мог сомневаться, и предположить, что ангел Б-га пришел в помощь врагам, а также объяснить ответ ангела: «Нет. Я военачальник войска Б-га. Теперь пришел»[10]. Эти слова: «теперь пришел» мудрецы приводили как объяснение строгости запрета необоснованной отмены времени изучения Торы. Я приведу еще объяснение.
Притча. Когда у входа в дом стоит стражник с мечом в руке, то это может быть по двум причинам. Одна — он стоит там, чтобы охранять важное лицо, находящееся во дворе этого дома, чтобы никто не причинил ему вреда. Другая — стеречь находящегося в доме задержанного, чтобы не сбежал. Чтобы различить, по какой причине дом охраняет стражник, надо обратить внимание, как он стоит: если он стоит лицом наружу, значит он охраняет находящегося в доме, чтобы никто не вошел к нему без разрешения. Но если его лицо обращено к дому, значит он стережет находящегося в доме, чтобы не сбежал. Однако иногда бывает, что хотя стражник оберегает находящегося в доме от нежелательных лиц, он все же смотрит в сторону дома. Это происходит, когда он только что прибыл снаружи, чтобы встать на стражу. Тогда его лицо некоторое время обращено к дому, чтобы известить находящихся там о своем прибытии, а потом он разворачивается, чтобы смотреть наружу.
И в этом и заключался вопрос Йеошуа. Сказано: «.И поднял (Йеошуа) глаза и увидел: вот стоит перед ним человек, и в руке его обнаженный меч.». Он недоумевал: «Если ты военачальник воинства Б-га, то ты должен быть нашим спасителем от врагов. Почему же ты стоишь с обнаженным мечом против меня?» Поэтому он и спросил: «С нами ты, или с неприятелями нашими?» На это ангел ответил ему: «Нет. Но я военачальник войска Б-га. Теперь пришел я» — не удивляйся, что я стою с мечом лицом к тебе — ведь я только что пришел, и хотел, чтобы ты знал, что я здесь.
Об этом и говорит вышеприведенный Мидраш: «Ты посылаешь ангела?!… Если Ты сам не ведешь нас, не выводи нас отсюда!» Сказал ему Всевышний: «Обещаю тебе, что Я сам пойду впереди вас, можешь быть спокоен». И про это сказано: «Где слово царское, там власть… Соблюдающий заповедь не познает зла.» — Моше своей молитвой победил и Всевышний пообещал сам идти с народом Израиля. И не подобает, чтобы соблюдающие заповеди были спасены посредством кого-то, от чего падут их враги. Но именно постоянное и прямое вмешательство Творца добавит им силу, и поднимет над всеми, желающими им зла.
[1] Шмот 23:20
[2] Мидраш Шмот Раба 32:8
[3] Шмот 3:8
[4] Шмот 33:14
[5] Шмот 33:14
[6] Коэлет 8:4-5
[7] Диврей а-Ямим I 29:11
[8] Мелахим II 20:35
[9] Йеошуа 5:13
[10] Йеошуа 5:14
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.