Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Творец либо станет укреплять того, кому хочет помочь, либо обернется против его противника и сделает все, чтобы его ослабить

«Вот Я посылаю ангела перед тобой…»[1]׳.

Написано в Мидраше[2]: Сказал Моше Всевышнему: «Ты посылаешь ангела?! Но ведь со мной был другой уговор, Ты сказал: “И спущусь Я спасти его (еврейский народ) из Египта… и вывести его.”[3]. Если Ты сам не ведешь нас, не выводи нас отсюда!»[4]Сказал Всевышний: «Не пойду среди вас.». Ответил Моше: «Но ведь Ты сказал, что пойдет ангел. А я прошу, чтобы Ты сам был с нами». Сказал ему Всевышний: «Обещаю тебе, что Я сам пойду впереди вас, можешь быть спокоен»[5]. И про это сказано руах а-кодеш: «Где слово царское, там власть. Соблюдающий заповедь не познает зла.»[6].

(Руах а-кодеш — некий уровень пророчества. Мудрецам пророчески открылось то, что произошло между Б-гом и Моше, чтобы научить нас, что если человек праведен, соблюдает заповеди, то у его молитвы есть сила отменить тяжелое решение Небес — прим.)

Трудно понять эти слова Мидраша. Мне кажется, что чтобы понять их, следует рассмотреть два вида избавления.

Притча. Два человека борются между собой. Приходит третий, и хочет помочь одному из них. Он может сделать это двумя способами: либо он станет укреплять того, кому хочет помочь, и делать так, чтобы тот был сильнее, или он обернется против его противника и сделает все, чтобы его ослабить, обеспечив, таким образом, победу тому, кому хотел.

Всевышний посылал нам избавление обоими этими способами. В одних случаях Он давал силу еврейскому народу. Так было, когда Он вывел их из Египта: Он окружил их облаками Славы, разверз им море, и провел их по нему. Все это вселяло в них силу и мужество. А в другие разы Он наводил страх на врагов народа.

Разница между этими способами в том, что укреплял и усиливал еврейский народ Всевышний сам, как сказано: «Тебе, Б-г, величие и сила.»[7]. Но когда Всевышний хотел ослабить и уничтожить врагов еврейского народа, он делал это через посланника, так как это уменьшает Его достоинство, ведь сказано: «От Б-га не выйдет зло.»[8]. И как сказано про сокрушение ассирийского войска: «И вышел ангел Б-га и поразил стан Ассирии». Не подобало, чтобы Всевышний сделал это сам. И возможно это имеется в виду в стихе: «…И поднял (Йеошуа) глаза и увидел: вот стоит перед ним человек, и в руке его обнаженный меч. И сказал ему: С нами ты, или с неприятелями нашими?»[9] На первый взгляд, вопрос Йеошуа выглядит странным: как мог он предположить, что ангел Б-га пришел, чтобы помочь врагам его народа. Но в соответствии со сказанным выше, можно предположить, что Йеошуа хотел знать, каким способом придет им спасение — при помощи укрепления их самих, или при помощи ослабления врагов. И еще я хочу привести притчу, которой можно объяснить, как Йеошуа мог сомневаться, и предположить, что ангел Б-га пришел в помощь врагам, а также объяснить ответ ангела: «Нет. Я военачальник войска Б-га. Теперь пришел»[10]. Эти слова: «теперь пришел» мудрецы приводили как объяснение строгости запрета необоснованной отмены времени изучения Торы. Я приведу еще объяснение.

Притча. Когда у входа в дом стоит стражник с мечом в руке, то это может быть по двум причинам. Одна — он стоит там, чтобы охранять важное лицо, находящееся во дворе этого дома, чтобы никто не причинил ему вреда. Другая — стеречь находящегося в доме задержанного, чтобы не сбежал. Чтобы различить, по какой причине дом охраняет стражник, надо обратить внимание, как он стоит: если он стоит лицом наружу, значит он охраняет находящегося в доме, чтобы никто не вошел к нему без разрешения. Но если его лицо обращено к дому, значит он стережет находящегося в доме, чтобы не сбежал. Однако иногда бывает, что хотя стражник оберегает находящегося в доме от нежелательных лиц, он все же смотрит в сторону дома. Это происходит, когда он только что прибыл снаружи, чтобы встать на стражу. Тогда его лицо некоторое время обращено к дому, чтобы известить находящихся там о своем прибытии, а потом он разворачивается, чтобы смотреть наружу.

И в этом и заключался вопрос Йеошуа. Сказано: «.И поднял (Йеошуа) глаза и увидел: вот стоит перед ним человек, и в руке его обнаженный меч.». Он недоумевал: «Если ты военачальник воинства Б-га, то ты должен быть нашим спасителем от врагов. Почему же ты стоишь с обнаженным мечом против меня?» Поэтому он и спросил: «С нами ты, или с неприятелями нашими?» На это ангел ответил ему: «Нет. Но я военачальник войска Б-га. Теперь пришел я» — не удивляйся, что я стою с мечом лицом к тебе — ведь я только что пришел, и хотел, чтобы ты знал, что я здесь.

Об этом и говорит вышеприведенный Мидраш: «Ты посылаешь ангела?!… Если Ты сам не ведешь нас, не выводи нас отсюда!» Сказал ему Всевышний: «Обещаю тебе, что Я сам пойду впереди вас, можешь быть спокоен». И про это сказано: «Где слово царское, там власть… Соблюдающий заповедь не познает зла.» — Моше своей молитвой победил и Всевышний пообещал сам идти с народом Израиля. И не подобает, чтобы соблюдающие заповеди были спасены посредством кого-то, от чего падут их враги. Но именно постоянное и прямое вмешательство Творца добавит им силу, и поднимет над всеми, желающими им зла.


[1] Шмот 23:20

[2] Мидраш Шмот Раба 32:8

[3] Шмот 3:8

[4] Шмот 33:14

[5] Шмот 33:14

[6] Коэлет 8:4-5

[7] Диврей а-Ямим I 29:11

[8] Мелахим II 20:35

[9] Йеошуа 5:13

[10] Йеошуа 5:14

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу

 

Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.